Урок: мир природы и человека
Тема: жизнь животных и птиц зимой
Цель: знакомство обучающихся с жизнью животных и птиц в зимнее время года
Задачи:
-закрепить у обучающихся полученные знания о признаках зимы;
- работать над формированием связной речи; активизировать и расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к животному миру, умение видеть красоту природы.
Ход урока
Организационный момент
- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.
«Очень интересно
Все то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем,
И мир большой познаем!»
Актуализация знаний
- Ребята, какое сейчас время года?
- Кто назовёт зимние месяцы?
- Давайте повторим все вместе.
- Какая сегодня погода за окном?
- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!
- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.
- Давайте посмотрим, от кого оно может быть?
Определение темы и цели урока
- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вам, наверное, читали ваши мамы сказку или вы смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.
- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)
- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.
Я знаю, что в Республике Татарстан, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.
Ребята, подскажите,
1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?
2. Чем питаются птицы зимой?
3. Помогаете ли вы им пережить холода?
4. Как животные готовятся к зиме?
Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь
- На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.
- Определим тему урока, слова-подсказки у нас есть: птицы, животные, зима
- Наш урок будет называться “Жизнь животных и птиц зимой”
Изучение новой темы
- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.
- Назовите эти правила. Как мы должны вести себя в лесу? И что запрещается делать в лесу?
· Не шуми в лесу!
· Не повреждай кору деревьев!
· Не ломай ветки деревьев и кустарников!
- Нас встречает зимний лес, полон сказок и чудес. Погода зимняя, морозная. В лесу тихо.
(По ходу чтения стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)
Улетели птичьи стаи,
Лес в сугробах до ветвей.
Вот тогда мы и дождались
Наших северных гостей.
Зимний лес не спит, а дремлет.
Серебром унизан весь,
Не покинув эту землю,
Много птиц осталось здесь.
Кто там ловко и упорно
Лазит острым клювом вниз?
Это поползень проворный
Перед стайкою синиц.
У опушки в старых ёлках
От зари и до зари
Разговор ведут чечётки,
Громко вторят снегири.
Пёстрый дятел крикнет громко,
Разогнав лесную тишь,
А на вырубках, на липках,
Отзовётся бойкий чиж.
Я б могла ещё так много
Про лесных сказать певцов,
Как средь стужи и морозов
Вывел клёст своих птенцов.
Как рассвет, встречая новый,
Будит лес своих гостей.
Не опишешь даже словом
Красоту земли моей.
- Если вы придёте в лес с добрым сердцем, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.
Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)
- Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать? (Сороки, вороны, воробьи, галки.)
- Вспомните, что для этих птиц общее? (Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)
- Этих птиц, ребята, называют осёдлыми. Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем значение слова «оседлый».
Оседлый – живущий постоянно на одном месте.
- Этих птиц ещё называют – зимующие.
- На какой вопрос из нашего письма мы ответили? (Какие птицы остались зимовать в нашей местности?)
Физкультминутка.
- Назовите зимующих птиц.
- Как можно помочь птицам в зимнее время? (Смастерить кормушки и насыпать в них корм).
- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6 часов, если она не поест через 6 часов, то скоро погибнет.
- Кто знает, чем можно кормить птиц (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши)
- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем, арбузные семена – хороший корм для синиц. Также тыквенные и дынные семена. Надо собирать их, промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Необходимо как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых и лучше их размельчить. Синицы любят сало, но не солёное. Оказывается, от солёного сала у птиц болят животики.
- Соберутся стайками птицы на кормушках и пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"
- Ответили на второй вопрос Лебедя? Чем питаются птицы зимой?
- Ответим на третий вопрос Лебедя. Вы помогаете пережить зиму птицам? Как?
- На какой вопрос нам осталось ответить?
- За окном уже наступила зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные всю зиму мирно спят в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках? (Медведь).
- Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.).
- Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что должны делать эти животные до зимы? (много кушать).
- Правильно, они должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).
- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).
Комочек пуха, длинное ухо,
Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).
- Как же он готовится к зиме? (Меняет летнюю шубу на зимнюю.)
- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)
- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).
-А где зимой прячется и живет заяц? (нора)
- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.
-А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делает медведь? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).
- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!
Кто по ёлкам ловко скачет
И взлетает на дубы?
Кто в дупле орехи прячет,
Сушит на зиму грибы? (Белка)
- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.
-Где живет белка? (В дупле.)
- Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)
- Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.
- Ребята, как называется дом лисицы? (нора)
- Там она может спрятаться от зимней стужи.
-А у волка как называется дом? (волчье логово)
Закрепление.
- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)
- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).
– Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой.
- На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).
- Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.
Итог урока.
- Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)
- А как мы их назовём одним словом? ( Дикие).
- Где они живут? (В лесу).
- Животные у нас уже в своих норках, дуплах, берлогах.
Если вы хотите помочь пережить зиму птичкам, посадите ее в кормушку.
- Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.
Здравствуй, Лебедь!
Пишут тебе первоклассники из Казанской школы №61.
Мы рады помочь тебе!
Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют (перелетными)
Птиц, которые остались зимовать, называют (оседлыми, зимующими)
Мы помогаем им (кормим, делаем кормушки, скворечники)
А животные подготовились к зиме (поменяли шубку, сделали запасы на зиму)
С уважением, 1а класс
- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги из библиотеки, интернет. Благодарю вас за хорошую работу. Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.