Найти в Дзене

Конспект урока мир природы. 1 класс. ФГОС. ОВЗ. Коррекционная школа. Тема: "Жизнь животных и птиц зимой"

Урок: мир природы и человека

Тема: жизнь животных и птиц зимой

Цель: знакомство обучающихся с жизнью животных и птиц в зимнее время года

Задачи:

-закрепить у обучающихся полученные знания о признаках зимы;

- работать над формированием связной речи; активизировать и расширять словарный запас;

- воспитывать бережное отношение к животному миру, умение видеть красоту природы.

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, давайте поприветствуем друг друга улыбкой. Настроение ваше улучшилось, а значит и урок у нас будет радостным, добрым и, надеюсь, очень интересным.

«Очень интересно

Все то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем,

И мир большой познаем!»

Актуализация знаний

- Ребята, какое сейчас время года?

- Кто назовёт зимние месяцы?

- Давайте повторим все вместе.

- Какая сегодня погода за окном?

- Ребята, сегодня я получила удивительное письмо. Какое оно большое!

- Откуда же пришло письмо? Смотрите, вот обратный адрес. Написано – Африка.

- Давайте посмотрим, от кого оно может быть?

Определение темы и цели урока

- Это письмо от Лебедя из сказки Г. Х. Андерсена “Гадкий утенок”. Вам, наверное, читали ваши мамы сказку или вы смотрели мультфильм “Гадкий утенок”.

- Кому оно адресовано? (Нам, первоклассникам). Давайте посмотрим, а что там в конверте? (Открываю конверт)

- Письмо. А что же пишет нам Лебедь?

Здравствуйте, дорогие ребята!

Я, Лебедь, из сказки Андерсена “Гадкий утенок”. Вы, конечно, помните, что вырос я на птичьем дворе вместе с домашними птицами, но сейчас зимую в Африке. Здесь солнечно и зелено. Рядом со мной много птиц из ваших мест. К сожалению, я пока не знаю, как их зовут, и потому я не могу с ними поговорить.

Я знаю, что в Республике Татарстан, там, где вы живете, стоят морозы, а некоторые птицы никуда не улетели.

Ребята, подскажите,

1. Какие птицы остались зимовать в вашей местности?

2. Чем питаются птицы зимой?

3. Помогаете ли вы им пережить холода?

4. Как животные готовятся к зиме?

Буду с нетерпением ждать вашего ответа. Ваш друг – Лебедь

- На эти серьезные вопросы мы сегодня постараемся найти ответы.

- Определим тему урока, слова-подсказки у нас есть: птицы, животные, зима

- Наш урок будет называться “Жизнь животных и птиц зимой”

Изучение новой темы

- А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в лес, где обитают наши пернатые друзья. Но прежде давайте повторим правила поведения в лесу.

- Назовите эти правила. Как мы должны вести себя в лесу? И что запрещается делать в лесу?

· Не шуми в лесу!

· Не повреждай кору деревьев!

· Не ломай ветки деревьев и кустарников!

- Нас встречает зимний лес, полон сказок и чудес. Погода зимняя, морозная. В лесу тихо.

(По ходу чтения стихотворения учитель прикрепляет на доску картинки птиц)

Улетели птичьи стаи,

Лес в сугробах до ветвей.

Вот тогда мы и дождались

Наших северных гостей.

Зимний лес не спит, а дремлет.

Серебром унизан весь,

Не покинув эту землю,

Много птиц осталось здесь.

Кто там ловко и упорно

Лазит острым клювом вниз?

Это поползень проворный

Перед стайкою синиц.

У опушки в старых ёлках

От зари и до зари

Разговор ведут чечётки,

Громко вторят снегири.

Пёстрый дятел крикнет громко,

Разогнав лесную тишь,

А на вырубках, на липках,

Отзовётся бойкий чиж.

Я б могла ещё так много

Про лесных сказать певцов,

Как средь стужи и морозов

Вывел клёст своих птенцов.

Как рассвет, встречая новый,

Будит лес своих гостей.

Не опишешь даже словом

Красоту земли моей.

- Если вы придёте в лес с добрым сердцем, все пернатые, каждый на свой лад, отблагодарят вас своими чудесными песнями.

Звучат «Голоса птиц» - аудиозапись)

- Какие ещё птицы, кроме тех, что были названы в стихотворении, остаются у нас зимовать? (Сороки, вороны, воробьи, галки.)

- Вспомните, что для этих птиц общее? (Эти птицы никуда не улетают, а круглый год живут у нас.)

- Этих птиц, ребята, называют осёдлыми. Если мы обратимся к толковому словарю, то узнаем значение слова «оседлый».

Оседлый – живущий постоянно на одном месте.

- Этих птиц ещё называют – зимующие.

- На какой вопрос из нашего письма мы ответили? (Какие птицы остались зимовать в нашей местности?)

Физкультминутка.

- Назовите зимующих птиц.

- Как можно помочь птицам в зимнее время? (Смастерить кормушки и насыпать в них корм).

- Очень многие птицы зимой погибают от голода. Поэтому важно птиц зимой подкормить, изготовить для них кормушки. В саду, в парке, в лесу можно устроить для птиц столовую. Зимой птица должна есть каждые 6 часов, если она не поест через 6 часов, то скоро погибнет.

- Кто знает, чем можно кормить птиц (семена трав, деревьев или просто крошки хлеба, зерно, крупу, даже остатки каши)

- Заготовку птичьего корма надо начинать ещё осенью. Мы с удовольствием едим арбузы, а вот семена выбрасываем. Между тем, арбузные семена – хороший корм для синиц. Также тыквенные и дынные семена. Надо собирать их, промывать и просушивать на бумаге, а потом хранить в сухом месте. Необходимо как можно больше заготавливать и обычных семечек – плодов подсолнечника, только не жареных, а сырых и лучше их размельчить. Синицы любят сало, но не солёное. Оказывается, от солёного сала у птиц болят животики.

- Соберутся стайками птицы на кормушках и пропоют, чирикая: "Спасибо вам великое!"

- Ответили на второй вопрос Лебедя? Чем питаются птицы зимой?

- Ответим на третий вопрос Лебедя. Вы помогаете пережить зиму птицам? Как?

- На какой вопрос нам осталось ответить?

- За окном уже наступила зима, это очень трудное, холодное время года, которое очень нелегко пережить. У животных леса это самая тяжелая пора. Они готовятся встретить зиму. Некоторые животные всю зиму мирно спят в своих домиках. Кто будет спать в своих домиках? (Медведь).

- Сколько месяцев они будут спать? (Три месяца: декабрь, январь, февраль.).

- Три месяца – это очень долгий срок, поэтому, что должны делать эти животные до зимы? (много кушать).

- Правильно, они должны как следует есть, накопить много жира, чтобы не замерзнуть и не проголодаться до весны. Они утепляют свои домики. Ребята, а где будет спать медведь? (В берлоге).

- Но есть животные, у которых домика нет, и они всю зиму будут бегать по лесу, искать себе пропитание. Какие это животные? (Заяц, лиса, белка, волк).

Комочек пуха, длинное ухо,

Прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (Это заяц).

- Как же он готовится к зиме? (Меняет летнюю шубу на зимнюю.)

- Она не только теплее, но и другого цвета, какого? (Белого)

- Почему белого? (Что бы зайца никто не заметил).

-А где зимой прячется и живет заяц? (нора)

- От кого спасают зайца его длинные ноги и белая шубка? (От лисы и волка). Это хищные звери. Если поймают зайца, тому не поздоровится. Зайцы кормятся по ночам корой деревьев и ветками кустарников.

-А теперь, давайте посмотрим, что же осенью делает медведь? (Он накапливает жир, потому что зимой спит и ничего не ест).

- А теперь угадайте загадку и узнаете ещё одного лесного жителя, который готовится к зиме!

Кто по ёлкам ловко скачет

И взлетает на дубы?

Кто в дупле орехи прячет,

Сушит на зиму грибы? (Белка)

- Белочка не боится зимы. Щедрая осень подарила ей новую шубку, которая так же, как зайцу, помогает ей маскироваться. Все лето она была рыженькая, а к зиме становится серенькой.

-Где живет белка? (В дупле.)

- Как она подготовилась к зиме? (Она все лето и осень обирала грибы, ягоды и прятала их в различных местах.)

- Зимой она свои запасы ищет, но, к сожалению, не всегда находит. Зато на том месте, где были спрятаны шишки или орешки, весной может появиться маленький росточек и через несколько лет, здесь будет расти новое дерево или куст. Белка прыгает с ветки на ветку в солнечный денёк, но когда наступают трескучие морозы, вьюги, метели, белку не видно. Она, свернувшись клубочком, может спать несколько суток.

- Ребята, как называется дом лисицы? (нора)

- Там она может спрятаться от зимней стужи.

-А у волка как называется дом? (волчье логово)

Закрепление.

- А нужно ли менять лисе и волку свои шубки на новые, зимние? (Да)

- Конечно, нужно. Ведь летом и мы с вами носим одежду легкую, чтобы было не жарко, а зимой надеваем более теплую, вот и животные так же должны переодеться. Это не значит, что они снимают свои шкурки и надевают новые, просто у них отрастает другой, более теплый мех. У лисы к зиме отрастает на лапах густая шерсть, поэтому они не мерзнут. И у волка за лето и осень отрастает шерсть, становится густой и теплой. Волк и лиса по лесу рыщут в поисках пищи. Лиса обнюхивает снег, ищет мышиные норки, так мышами, в основном и кормится всю зиму. Волк и лиса спят просто на снегу, закрыв ноги и нос хвостом. А делают ли лиса и волк запасы на зиму? (Нет).

– Правильно, они запасов не делают, голодно бывает им порой.

- На кого охотятся волки? (На зайцев, оленей).

- Да, волки охотятся на зайцев, оленей, лосей. Волки зимой живут семьями: волк с волчицей и волчата. Это волчья стая. Днем они спят, а охотятся по ночам.

Итог урока.

- Каких животных мы видели сегодня в лесу? (Зайца, белку, медведя и т. д.)

- А как мы их назовём одним словом? ( Дикие).

- Где они живут? (В лесу).

- Животные у нас уже в своих норках, дуплах, берлогах.

Если вы хотите помочь пережить зиму птичкам, посадите ее в кормушку.

- Наш урок подошёл к концу. Давайте вместе устно составим ответ Лебедю, а потом я напишу и отправлю письмо.

Здравствуй, Лебедь!

Пишут тебе первоклассники из Казанской школы №61.

Мы рады помочь тебе!

Сообщаем, что птиц, зимующих в теплых краях, называют (перелетными)

Птиц, которые остались зимовать, называют (оседлыми, зимующими)

Мы помогаем им (кормим, делаем кормушки, скворечники)

А животные подготовились к зиме (поменяли шубку, сделали запасы на зиму)

С уважением, 1а класс

- Подробнее узнать о жизни птиц вам помогут книги из библиотеки, интернет. Благодарю вас за хорошую работу. Берегите и охраняйте птиц, наших маленьких соседей по планете.

-2
-3
-4
-5
-6
-7
-8
-9
-10
-11
-12
-13
-14
-15
-16
-17
-18
-19