Вопреки мнению большинства, я считаю боевик россиянина Ильи Найтшулера «Хардкор» очень неудачным. Да, знаю, по кассовым сборам тот громыхающий фильм совместного американо-российско-китайского производства неудачей точно не назовешь — он оказался весьма прибыльным (чего не так уж и сложно, добиться, если затраты не прывышали 2 миллионов). Но в плане жанровой ценности это был явный провал.
Главная проблема «Хардкора» была заложена изначально в его концепцию, в ту основую «фишечку», которая и заманивала зрителей в кинотеатры: «боевик, целиком и полностью снятый «глазами» главного героя». Легко было предугадать, что такое кино будет очень непросто смотреть. Но авторы, видимо, решили, что такой приём поставит каждого зрителя на место героя и заставит почувствовать себя в его шкуре. Получилось наоборот — персонаж получился буквально безликим и сопереживать ему ну никак не получалось. Весь просмотр через пять минут начинал казаться наблюдением со стороны за тем, как кто-то играет в компьютерную стрелялку (а есть ли времяпрепровождение боле бессмысленное, чем это?). К тому же, от вида «из глаз» безостановочно куда-то бегущего человека сильно укачивало.
«Хардкор» был любопытным экспериментом, но очень скучным фильмом. И, кажется, молодой московский режиссёр Илья Найшулер сам это понял. По крайней мере, ко второму своему полнометражному фильму талантливый клипмейкер проделал работу над ошибками. И это сразу же сказалось на результате!
Во-первых, Найшулер отказался от этой «фишки» с «субъективной камерой». Героя мы видим со стороны, и это тем более замечательно, ведь играет его отличный американский комедийный актёр Боб Оденкирк, звезда сериала «Лучше звоните Соулу» (не самый очевидный выбор на роль крутого вояки, но актёр отлично справился и с образом несокрушимого грамилы). Во-вторых, экшн изредка встаёт «на паузу» (да и начинается не с первых кадров), так что остаётся время, чтобы рассказать о герое немного больше, чем просто «чувак отлично дерётся». Например, мы узнаём, что Хатч Манселл любит свою жену, но страстная искорка между ними давно погасла. Что сын относится к отцу с прохладцей, считая его размазнёй. Что дочка хочет завести котёнка, а сам он мечтает приобрести фирму, в которой ему так нудно работается клерком.
Казалось бы, к чему все эти знания в боевике про бывшего крутого спецагента, который случайно схлестнулся с русской мафией и с удовольствием «тряхнул стариной», а заодно и собственного престарелого папашу встряхнул. Старик тоже давно хотел вспомнить былые подвиги на црушной службе, а тут сынок такую возможность подогнал!
За «русскую мафию» отвечает видный актёрский набор из россиян. Главаря мафии, хранителя obzhaka, с видимым наслаждением, совсем, как это делали в 90-ые, изобразил Алексей Серебряков. В младшем брате его «Юлиана Кузнецова» не всякий сразу признает Александра Паля. Ну, а двух эпизодических киллеров, рискнувших навестить в доме престарелых бывшего агента CIA, изобразили сам Илья Найшулер и его приятель Шнур (для которого режиссёр поставил уже штук пять скандальных клипов).
Творческий союз русских актеров и постановщика с американскими звёздами (а помимо Оденкирка в «Никто» заняты Кристофер Ллойд, Майкл Айронсайд и Конни Нильсен) и японскими спонсорами принёс отличный плод! «Никто» — это такой боевик из 80-х, где на месте задорного Шварценеггера вдруг оказался угрюмый Оденкирк. Герой кладёт кулаком и пулей толпы врагов, сам отделывается лёгкими царапинами, — все по заветам жанра.
Смущает меня во всём этом боевом великолепии только одно. В фильм «Никто» — сложно это не заметить — Илья Найшулер привнёс хорошо знакомую по современному российскому кино (и не только по криминальным драмам) аморальность. Да, герои американских боевиков тоже клали (и кладут) противников пачками. Но при этом, делают это либо преодолевая муки совести (любая бэтманиана), либо следуя крайней необходимости (тот же «Коммандо» со Шварценеггером). Ну, либо под финал расплачиваясь за многочисленные погубленные (пусть и гнилые) души, как в «Отходной молитве», например. Герои же Оденкирка и Кристофера Ллойда отстреливают врагов, счастливо при этом улыбаясь и наслаждаясь количеством жертв. А, ведь если разобраться, эта мясорубка закрутилась только потому, что кому-то стало скучно каждое утро притворяться офисным планктоном.