Правила выживания в Кризис
В издании Анатомия Бизнеса вышла моя статья о действиях в бизнесе в период кризиса.
Коротко тезисы:
План действий
Составить 4 сценария возможной реальности:
1. оптимальный
2. негативный
3. катастрофический
4. апокалиптический
Мы расписали максимально подробно, что будет происходить в экономике при реализации этих сценариев, что случится с нашими клиентами, партнерами, с бизнесом в целом. Исходя из этого мы разработали три варианта действий на каждый из сценариев.
Постановка цели в кризис
Я настоятельно не рекомендую никому специально преследовать цель снижения затрат, это тупиковый вариант противодействия любым внешним факторам, потому что задача изначально должна ставиться на основе цели. Если мы стремимся снижать затраты, то мы будем снижать их до того момента, пока наш бизнес не превратится в 0, а мы в итоге закроемся и пойдем домой.
Затраты на маркетинг
Что касается бюджета на маркетинг, то не стоит сразу отказываться от всего, потому что маркетинг = продажи. Это сфера, в которой нужно тестировать гипотезы. Если у вас есть специалисты, которые направлены именно на то, чтобы находить новые гипотезы, тогда эту статью расходов можно сократить и этот бюджет можно смело направлять на действующие каналы продаж, где дешевле клиент. Можно перенаправить этот бюджет на возврат покупателя, потому что работать с уже имеющейся базой гораздо дешевле, чем находить нового клиента.
Сохранение команды
Содержание персонала — очень важный фактор. Снижать напрямую зарплаты не совсем правильно. Важно, чтобы во время кризиса цели, которые вы себе краткосрочно ставите, персонал понимал и видел зависимость KPI от этих показателей.
Оптимизация расходов
Я не знаю компанию, которая бы хотела увеличить расходы в кризис. Это можно делать в той ситуации, когда ваш карман хорошо набит деньгами, вы видите в этом конкретную цель. Если знаете, что рынок падает, есть определенная доля денег, ниша отрабатывает хорошо, юнит-экономика работает классно, значит, единственный вариант увеличить расходы в кризис — покупать себе долю рынка. Можно добавить количество магазинов, так как падает стоимость аренды, а также увеличивать бюджет на маркетинг, потому что конкуренты свернули свои маркетинговые расходы, а клиент стоит дешевле.
Полная версия по ссылке
В моем канале есть Чек лист для бизнеса, когда экономика рушится