Найти тему
Mikhail DELYAGIN

Правительство Мишустина спасает реальный сектор

На прошлой неделе Банк России отступил от казавшейся незыблемой либеральной политики вымаривания страны искусственно созданным денежным голодом (официально она проводится под прикрытием фетиша "таргетирования инфляции").

И внеочередное снижение процентной ставки – причем снова, в третий раз подряд на авральные три процентных пункта – стало лишь внешним проявлением этого отступления. Не менее важно заявление Набиуллиной о необходимости «переходить к стратегическим решениям» (что клеймит все ее прежние решения «тактическими», - хотя ей это вполне может быть и непонятно), определить новые параметры всей финансовой системы и, главное, «пересмотреть подходы к регулированию, чтобы… банки могли …поддерживать структурную трансформацию экономики».

Это заявление перечеркивает всю предыдущую девятилетнюю деятельность Набиуллиной и, более того, всю либеральную политику, направленную на поощрение финансовых спекуляций и разрушение реального сектора (ради высвобождения ресурсов для этих спекуляций и подрыва возможного фундамента для конструктивной, созидательной политики).

Заявление Набиуллиной могло быть только вынужденным, причем в силу не переоценки своей деятельности и нравственного перерождения (такое бывает с людьми, но не с функцинерами), а лишь внешнего давления.

Вероятно, это давление оказало правительство Мишустина. Не стоит забывать, что введение обязательной продажи 80% валютной выручки, находящееся в исключительной компетенции Банка России, было объявлено в критической ситуации (причем в воскресенье) отнюдь не Набиуллиной, а Министром финансов Силуановым, - а Банк России, вынужденно признав его как уже состоявшееся событие, затем сделал все для его выхолащивания (снизив время продажи с 3 до 120 рабочих дней, а норму – с 80 до 50%).

Насколько можно судить, Набиуллина, как в 2014 году, попыталась организовать панику и массовое бегство капиталов за рубеж повышением процентной ставки до 20% (что убивает реальный сектор, но создает прекрасные предпосылки для финансовых спекуляций).

Противоборствующие патриотические силы блокировали валютные спекуляции и ограничили возможности бегства капиталов, причем правительство Мишустина бюджетной поддержкой компенсировало последствия запретительно дорогого кредита и последовательно настаивало на снижении процентной ставки до безопасного уровня для поддержания инвестиций и оборотных средств в реальном секторе.

Чрезмерное укрепление рубля, при одновременном блокировании кредита и резким падением импорта едва не сорвавшее экономику в дефляционную спирать с последующим коллапсом, выглядело как попытка либералов Банка России, ограничив текущие доходы бюджета (в апреле он впервые стал дефицитным), загнать правительство Мишустина в ловушку «денег нет – значит, прекращайте поддержку экономики».

Но, не понимая, что для него развитие является главным функционалом, либералы загнали в ловушку сами себя, и теперь причинно-следственные связи экономической политики выглядят как «в бюджете нет текущих доходов для поддержки развития – извольте их обеспечить смягчением финансовой политики».

Инструменты убеждения либералов в значимости развития страны вряд ли могут носить академический характер, как и инструменты убеждения маньяка в том, что насилие – зло. Возможно, какое-то отношение к этому процессу имели сообщения некоторых телеграм-каналах о начале – как раз накануне робкого шага Банка России к нормализации своей политики - сбора Генпрокуратурой материалов, включая показания, в связи с заморозкой наших международных резервов.

Тем не менее снижение ставки Банка России до 11%, будучи очевидной победой разума и движением в правильном направлении (снижение с "пика Набиуллиной" составило почти два раза), оставляет кредит запретительно дорогим (напомню, рентабельность обрабатывающей промышленности по активам в 2020 году – 5%), а с другой стороны, поощряет валютные спекуляции против рубля.

Главное противоречие современной российской экономики - между сверхрентабельными финансовыми спекуляциями и высокорискованным (из-за либеральной политики разрушения конъюнктуры) реальным сектором - все еще остается нерешенным.

Для его снятия необходимо сделать ограничение финансовых спекуляций из чрезвычайного постоянным (например, разрешив по японскому опыту спекулятивные вложения только после пятикратно бОльших вложений в реальный сектор) и системно ограничить произвол монополий. Эти две меры позволят сделать кредит дешевым (при рентабельности обрабатывающей промышленности по активам в 5% это означает снижение процентной ставки кредитования реального сектора и населения до 2% годовых) и запустить комплексную, повсеместную модернизацию экономики.

Ограничение финансовых спекуляций позволит сделать рубль сильным – для удешевления критически необходимого импорта. Остальной импорт, конкурирующий с российским производством, должен быть обложен высокими защитными пошлинами (80% для импорта из враждебных стран, 40% - для остального). При этом укрепление рубля полностью компенсирует инфляционное влияние защитных пошлин, а потери бюджета из-за укрепления рубля будут компенсированы ввозными пошлинами и пошлинами на вывоз сырья (ими надо заменить высокие внутренние налоги на сырье и ее переработку, отменив пресловутый «налоговый маневр» в нефтяной промышленности и металлургии, продиктованный одичалым МВФ и олигархами).

Надежды на реализацию этой самоочевидной политики, казавшейся невозможной все 35 лет национального предательства, во многом рождены нынешним успехом правительства Мишустина в деле нормализации либералов Банка России. Даже не фоне громадья стоящих перед нами задач этот успех представляется и значимым, и знаменательным.