Где Швейцария - а где море? Но не всё так просто. Швейцарцы внесли заметный вклад в морские технологии, вспомним хотя бы знаменитые судовые дизели "Зульцер" или не менее знаменитые корабельные артустановки "Эрликон". Однако и самые настоящие суда под швейцарским флагом бороздят морские просторы, сейчас правда, в меньшем количестве, многие из них перешли под "удобные" флаги.
Потому что сам швейцарский флаг не является таким "удобным", типа монгольского. Для того, чтобы зарегистрировать судно под швейцарским флагом, необходимо, чтобы 51% акционеров компании, владеющей этим судном, были либо швейцарцами по паспорту, либо имели вид на жительство в Швейцарии.
Владелец также не имеет права продавать судно в течение 5 лет, если его финансовым гарантом выступает госбюджет Конфедерации. И тем не менее, швейцарский торговый флот продолжает существовать.
Создать его швейцарцы пытались ещё до и во время Первой мировой войны, чтобы получение критически важных для страны товаров не зависело от иностранных судоходных компаний. И, кстати, показавшийся мне забавным момент - некомфортабельные условия на иностранных судах, занимавшихся перевозкой эмигрантов в Новый Свет, а тогда немалое количество швейцарцев хотело туда перебраться. Но как же это сделать в некомфортных условиях?
Тогда уже немало граждан Швейцарии служили на флотах чужих стран, так что с национальными кадрами проблем бы не было. Однако ни одна морская страна так и не согласилась приютить швейцарский флот в своих портах. Лишь в марте 1917 года удалось заключить временный договор с американской военно-транспортной службой. На тот момент США ещё тоже сохраняли нейтралитет и суда этой службы под швейцарским флагом и надписью SUISSE на корме начали работу по доставке в частности зерна в нейтральные европейские порты, например, в Испанию. А оттуда сухопутным путём через Францию.
Но после окончания войны американцы контракт не продлили. Новые попытки создать совместные судоходные компании с англичанами и французами опять закончились ничем. Похоже, европейцы имели зуб на сумевших уклониться от бойни швейцарцев.
К лету 1940 года положение со снабжением стало трагическим. И тут швейцарцы сумели купить несколько старых пароходов с припиской в Панаме. Созданные судоходные компании требовали у правительства перевести их под швейцарский флаг. По поручению Федерального совета в январе 1941 года профессор из Базеля Роберт Хааб, специалист по морскому праву иностранных государств всего за 30 дней создаёт для Швейцарии первое в её истории морское законодательство. 9 апреля оно вошло в силу.
Подъем швейцарского флага 9 апреля 1941 года на "ПК Каланда"
Всего за время войны под швейцарским флагом ходило 14 судов. Одни из первых - "Малойа"
"Альбула"
Первый швейцарский экипаж состоял из 9 офицеров и 26 моряков и включал в себя несколько швейцарцев: повара, двух механиков, штурмана, пару матросов и радиста. В остальном, команда состояла из португальцев и бывших белогвардейцев- русских: капитана, старпома и второго помощника. По правилам, экипажи судов нейтрального государства должны были состоять из граждан нейтральных государств, а эти русские вообще не имели гражданства, так называемые апатриды.
Капитан-швейцарец в этом флоте был лишь один - Фриц Гербер. Он командовал судном «Сент-Серг»
В июне 1942 года это судно оказало помощь торпедированному голландцу и спасли 214 человек, среди которых были и американские офицеры. Союзники и немцы установили для судов нейтральных государств строгие правила, в частности, они должны были проходить контроль в установленных точках океана. Гербер опасался этой проверки, американскую форму выкинули в море. К счастью немецкий патруль не стал производить осмотр судна, иначе американцев, хоть они и попрятались в разных шхерах, могли обнаружить с понятными последствиями для капитана и команды.
Все эти красные флаги с белым крестом, намалёванные на бортах вкупе с надписью "Швейцария" не гарантировали судам полную безопасность. Та самая "Малойа" была потоплена британской авиацией, «Шассераль» получил большие повреждения, но выжил. Немцы в море швейцарцев не топили, но в августе 1944 года в результате подрыва немцами причалов в Марселе затонул "Альбула"
А «Женерозо» в том же порту при перешвартовке подорвался на немецкой то ли мине, то ли бомбе. Взрыв был такой, что радиста и капитана выбросило за борт. Радиста потом выходили в госпитале, а капитан, наш соотечественник Анатолий Гурецкий, погиб.
В 2016 году, на момент 75-летия швейцарского флота, в его составе было 49 судов. А вот с командами дело швах. Если в 1965 году швейцарцев в их составе было 62%, то в 2016-м всего шесть человек. Череда скандалов и отказ Швейцарской конфедерации выдавать гарантии на строительство и приобретение новых кораблей привели к тому, что часть флота была продана или уплыла под другие флаги. В апреле 2021 года в официальном реестре торгового флота Швейцарии числилось 18 судов. Команды в основном состоят из филиппинцев, хорватов и украинцев.
Ну, а военный-то флот есть? Как такового нет, а вот армия имеет несколько патрульных катеров, вооруженных для использования на водных границах страны (Лаго-Маджоре, Лаго-ди-Лугано, Боденское и Женевское озера). и Рейне, а также на Невшательском озере. Патрульные катера Aquarius охраняют озера Швейцарии, неважно, пограничные или внутренние. Эти патрульные катера находятся в ведении 10-й роты моторных лодок Инженерного корпуса
Сейчас происходит замена на более современные катера финской постройки , количество которых будет составлять 14 единиц
А это все типы, имеющиеся на вооружении:
Ну и раз упоминались "удобные" флаги, вот моя статья, в том числе и о личном опыте Что значит работать на судне под флагом Монголии?
................................................................................................................................................
Полный каталог статей журнала здесь