Сериал Netflix «Кларк» рассказывает историю грабителя банков 70-х годов, он снят бывшим барабанщиком Bathory Йонасом Окерлундом, а саундтрек был написан Микаэлем Окерфельтом из Opeth.
В 1973 году Кларк Олофссон стал «лицом» Стокгольмского синдрома. Неудачное ограбление банка на городской площади Норрмальмсторг превратилось в шестидневное противостояние, в котором заложники были больше на стороне своих похитителей (Олофссона и его друга Яна-Эрика Олссона), чем полиции, которая пыталась их спасти.
Но Кларк Олофссон был не просто серийным преступником и грабителем банков — он стал одной из первых шведских рок-звёзд.
Йонас Окерлунд рассказал:
«В 70-х и 80-х годах он был суперзвездой. В Швеции все люди старше 40 лет знают, кто он такой, но мнения разделились. Он выглядел как рок-звезда, и подростки вешали его постеры на стену, но люди постарше помнят его как парня, который наводил страх на окружающих, поскольку никто не знал, где он может появиться».
Хотя старшее поколение Швеции его порицало, молодые люди были очарованы им, потому что он был красив и харизматичен. Йонас говорит, что Олофссон хвастался тем, что ему никогда не приходилось прибегать к насилию, чтобы получить желаемое.
Окерлунд продолжил:
«Кларк ограбил банк с помощью бутылки из-под колы! Он притворился, что это пистолет, и крикнул: "Я Кларк Олофссон, все знают, что сейчас произойдёт!", и все просто согласились. Вот каким известным он был».
Но не поймите неправильно — Олофссон не был Робин Гудом, и на этот счёт Окерлунд сказал:
«Единственный человек, который считает Кларка Олофссона похожим на Робин Гуда, — это он сам. В конечном счёте ничего хорошего из такого образа жизни не выходит. Некоторым людям было очень весело, но он также использовал людей как сумасшедший».
Новый сериал "Кларк" рассказывает о его бурной жизни и снят на шведском языке. Йонас, выросший в Стокгольме, хорошо знал Олофссона на пике его славы и имел представление о той эпохе. Он также попробовал себя в адаптации реальных историй, когда работал над фильмом 2018 года "Lords Of Chaos", посвящённом противоречивой норвежской блэк-металл-сцене начала 90-х годов. Но у него было два условия, прежде чем он поставил свою подпись в контракте. Одно из них заключалось в том, чтобы Билл Скарсгорд [восходящий молодой актёр, сыгравший Пеннивайза в недавнем ремейке "IT"] исполнил роль Кларка Олофссона. А вторым условием было, чтобы Микаэль Окерфельт написал саундтрек к сериалу.
Йонас познакомился с соотечественником и фронтменом группы Opeth Микаэлем Окерфельтом в конце 90-х годов, после того как он завоевал репутацию режиссёра музыкальных видеоклипов, сняв для Мадонны клип на песню "Ray Of Light", удостоенную премии «Грэмми». Он выпивал в небольшом рок-баре в Стокгольме, когда к нему подошёл худощавый молодой человек и спросил: «Эй, а не ты ли раньше играл в Bathory?»
Этим человеком был Микаэль Окерфельт. Он рассказал:
«Йонас был ошеломлён. Это было ещё до интернета, так что он не мог поверить, что я это знаю, особенно потому, что все остальные знали его как известного режиссёра музыкальных клипов».
Более чем за десять лет до того, как Йонас стал известным режиссёром, он был барабанщиком в самом раннем составе пионерской прото-блэк-металл-группы Bathory. Тогда он выступал под псевдонимом "Vans McBurger" и не задумывался о долгосрочных перспективах. Однако в свободное время он начал изучать режиссуру и испытал то, что он называет «почти религиозным прозрением»:
«Я думал, что буду вечно играть на барабанах. Но когда я начал работать с изображением и звуком, я понял, что это то, чем я хочу заниматься всю оставшуюся жизнь».
Несмотря на смену профессии, Йонас продолжал активно работать в металлических кругах, снимая видео для таких групп, как Candlemass и Metallica. Но в Стокгольме в тот момент Микаэля волновал только тот факт, что он стоял рядом с оригинальным барабанщиком Bathory.
После того вечера Микаэль и Йонас общались каждый раз, когда Йонас возвращался в Стокгольм из своего второго дома в Лос-Анджелесе. Режиссёр устраивал вечеринки и приглашал «музыкантов, диджеев, писателей — артистических типов», как выразился Микаэль, чтобы потусоваться, выпить пива и послушать металл.
Йонас охарактеризовал это так:
«Это общение белых мужчин среднего возраста! Всё всегда заканчивается игрой на невидимой гитаре, запуском моей дымовой машины и т. п. Но знания Микаэля о музыке чертовски глубоки. Я знал много фанатиков музыки — профессоров и критиков с чёрными поясами — и я думаю, что Микаэль превосходит их всех».
Когда Йонас попросил Микаэля сделать музыку для «Кларка», музыкант сразу же согласился, несмотря на то, что никогда раньше не работал над саундтреками. Майк поведал:
«Одна из моих любимых вещей на свете — сочинять музыку, независимо от контекста. Как только Йонас сказал, что собирается снимать сериал, я подумал: "Да ты идеальная кандидатура для этого". Он всегда находит юмор в самых странных вещах, и вы увидите это на протяжении всего сериала. Это сумасшедший сериал — вы не заснёте во время просмотра!»
Трейлер к фильму «Кларк», в центре которого находится неординарный персонаж и множество безумных историй, наводит на мысль о криминальной комедии в духе «Волка с Уолл-стрит» Мартина Скорсезе. Но Йонас говорит, что тональность фильма не так однозначна:
«Это почти как мультипликационная версия этой мрачной истории. У неё нет определённого жанра: мы переходим от высокого к низкому, от смешного к мрачному. Вся жизнь Кларка — это взлёты и падения. У него саморазрушительное поведение: как только его жизнь становится хорошей, он её портит».
Сериал повествует об истории Олоффсона — с рождения в 1947 году и вплоть до 1982 года («Изначально мы планировали сделать сериал вплоть до наших дней, но получилось слишком много историй!» — признаётся Йонас), поэтому ему нужен был саундтрек, который бы указывал на течение времени. В американских фильмах, таких как «Форрест Гамп», используются популярные поп- и рок-песни разных десятилетий, и Йонас решил, что саундтрек Кларка должен быть основан почти исключительно на шведской музыке, наряду с партитурой.
Это означало, что Микаэлю пришлось пойти ещё дальше, чем просто прог, фолк и экстремальный металл, которые можно услышать в альбомах Opeth. Для Кларка он создал классические композиции, а также попробовал себя в джазе в форме биг-бэнда и бибопа и затронул более странные уголки музыкальной истории Швеции, включая версию шведского прога начала 70-х годов, которую он описывает как «фактически коммунистическую пропаганду».
Окерфельт объясняет:
«Это не похоже на Англию, где прог-рок — это Genesis и King Crimson. Многие из этих записей звучат паршиво, потому что они были больше направлены на то, чтобы донести до слушателя какую-то идею. Поэтому, когда Йонас попросил меня найти странную музыку для сцены с хиппи, мне было очень весело черпать идеи из этой сцены, чтобы сделать самую ужасную музыку, которую вы когда-либо слышали, ха-ха!»
Может быть, он и самокритичен, но Йонас более чем доволен результатами:
«Говорю вам, саундтрек просто фантастический. Партитура Микаэля задаёт эмоциональные ритмы. Я попросил его сделать нечто, что выходит за рамки его зоны комфорта, поэтому некоторые композиции звучат очень похоже на Opeth, а в некоторых случаях вы не можете поверить, что это он, но на них есть его отпечаток».
В итоге Микаэль создал для Кларка более 100 композиций, которые он теперь планирует упорядочить и выпустить отдельно:
«Это моя первая сольная пластинка! Мои любимые песни — те, которые звучат совсем не так, как всё, что я делал раньше, хотя я не уверен, что это имеет значение для поклонников Opeth. Здесь есть диско — думаю, фанатам "Blackwater Park" это не понравится! Но дело не в моих вкусах — это было нужно для сериала.
До этого я не особо увлекался саундтреками — "Рокки IV" — мой любимый!" Но я стал внимательнее следить за фильмами — мы ходили на "Джокера", и у него отличный саундтрек, как и у сериала "Чернобыль". Я бы с удовольствием стал композитором для Йонаса. И теперь, когда я могу мечтать о сценариях для кино, было бы неплохо поработать над чем-то мрачным — триллером или ужасами, что ближе к моему киношному вкусу».
Что касается «Кларка», то это захватывающая история с красочными сюжетами, которые настолько близки к реальному Кларку, насколько это возможно. Осталось задокументировать ещё 30 лет его жизни, будет ли второй сезон?
Йонас со смехом говорит:
«На данный момент я немного устал от Кларка! К концу сериала, я думаю, большинство людей скажет: "Уберите этого парня с глаз моих долой". Но у него определённо есть сюжет, так что кто знает?»