Урок: ручной труд
Тема: изготовление цветка по образцу из пластилина и крылаток ясеня
Цель: формирование умения изготовить цветок по образцу из пластилина и крылаток ясеня
Задачи:
- учить раскатывать шар круговыми движениями ладоней;
- развивать зрительное внимание и мыслительные операции в процессе игры «Собери цветок»; развивать слуховое внимание и мыслительные операции в процессе отгадывания загадок; развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении пальчиковой гимнастики и изготовлении цветка;
- воспитывать интерес к работе с пластилином.
Ход урока
I. Организационный момент.
1. Эмоциональная установка на успех предстоящей работы
Прозвенел для нас звонок
Начинается урок.
2. Схематическое рисование своего настроения в начале урока
- К нам на урок пришла Ромашка. Она улыбается, у неё отличное настроение и хочет у вас спросить: «Настроение каково?» «Во!» (большой палец рук поднимают вверх) «И я, и я, и я того же мнения!»
II. Основной этап
1. Организация рабочего места. Правила работы на уроке ручного труда.
-Ребята, посмотрите, каким материалом мы будем сегодня пользоваться на уроке?
-Пластилин, крылатки ясеня.
- Но это ещё не весь материал, который вам пригодится. Остальной материал я раздам вам по ходу урока.
-Давайте вспомним правила работы с пластилином.
· Работать на клеёнке и дощечке.
· Пользоваться тряпочкой, стекой.
· Нельзя пластилин бросать, ронять, брать в рот.
· До начала работы принадлежности не трогать.
2. Вступительная беседа.
-Какое сейчас время года? (поздняя осень)
-Какое самое тёплое время года? (лето)
Вы любите лето? Почему?
- В холодную снежную погоду так хочется тёплых летних дней. Давайте сегодня на уроке у нас побудет лето. И Ромашка будет довольна. А как мы это сделаем? (ответы детей)
-Давайте изготовим то, без чего лета не бывает! А без чего лета не бывает? (ответы детей)
Загадка: 1.Из нарядной яркой чашки
Угощаются букашки.
2.Очищают воздух,
Создают уют,
На окнах зеленеют,
Круглый год цветут.(цветы)
3.Сообщение темы и целей урока.
-Ребята, сегодня на уроке мы будем лепить цветок.
Показ образца цветка из пластилина и крылаток ясеня.
-А какие цветы вы знаете? (ответы детей)
- Кто мне скажет, где растут такие цветы как колокольчик, одуванчик, мак. (На лугу, в поле). Правильно. Значит, как такие цветы называются (полевые).
- А можно цветы рвать? Почему? (ответы детей)
Рассказ об охране растений.
Если я сорву цветок,
Если ты сорвёшь цветок,
Если все: и я и ты
Если мы сорвём цветы,
То окажутся пусты
И деревья, и кусты,
И не будет красоты.
-А сейчас, скажите, где растет хризантема, астра и роза? (в саду на клумбах). Они называются садовые. Правильно.
- А вот садовые цветы можно собирать в букеты. Их специально для этого выращивают.
4. Гимнастика для глаз.
Физкультминутка.
5. Анализ готового образца.
-Ребята, вот перед вами цветок. Мы будем с вами делать такой же.
- Скажите, какого цвета наш цветок? (желтого).
- Значит, какого цвета нам понадобиться пластилин? (желтого).
А что вы знаете про пластилин? (он может быть твердый или мягкий, он пластичный, из него можно лепить и т.д.)
- Вы сказали, что пластилин бывает твердый или мягкий. Сейчас наш пластилин твердый и из него нам будет сложно что-то вылепить. Пластилин можно мять руками, давайте попробуем (ученики мнут пластилин руками). Можно мять его ладонью об дощечку, давайте попробуем. Пластилин можно мять пальчиками, давайте сделаем и это.
- Ребята, посмотрите, а что еще есть у нашего цветочка? (лепестки и листики). Правильно.
- А вы знаете, какого дерева это крылатки? (ясеня).
- Ребята, какого цвета листики? (зеленого). Они у нас из цветной бумаги.
6.Работа с технологической картой.
Чтобы изготовить нам цветок, нам сначала надо скатать шарик из желтого пластилина (1 рисунок).
Затем надо вкалывать крылатки ясеня в шарик из пластилина. (2 рисунок).
Потом надо взять палочку, которая будет стебельком цветка. (3 рисунок).
Затем нужно приклеить листик к стеблю. (4 рисунок).
(Ученики повторяют по картинкам последовательность действий, после чего картинки переворачиваются. Затем ученики повторяют последовательность действий уже без наглядной опоры)
7. Пальчиковая гимнастика «ЦВЕТОК»
Вырос высокий цветок на поляне,
(Руки в вертикальном положении, ладони друг к другу, развести пальцы и слегка округлить их)
Утром весенним раскрыл лепестки (Развести пальцы рук.)
Всем лепесткам красоту и питание (Ритмичное движение пальцами вместе — врозь)
Дружно дают под землей корешки.
(Ладони опустить вниз и тыльной стороной прижать друг к другу, пальцы развести)
8. Изготовление поделки.
-Теперь можно приступать к работе.
-Катаем шарик из желтого пластилина. (открыть 1 картинку).
-Вкалываем крылатки в пластилин. (открыть 2 картинку).
-Накалываем шарик с крылатками на палочку. (3 картинка).
-Приклеиваем листики к палочке. (учитель открывает 4 картинку).
9. Анализ работ.
-У вас получились красивые цветы.
-Как называются ваши цветы?
-А вы знаете, что людям дают имена названиями цветов. Вы знаете такие имена? У нас в классе есть человек с именем, обозначающий цветок?
10. Уборка рабочего места.
III. Подведение итогов.
Ребята, что сегодня мы делали с вами на уроке? Что нового мы узнали?
Вы сегодня очень хорошо поработали, все старались и хорошо себя вели. Вы молодцы. Ромашка очень довольна вами.
Ребята, вы можете подарить цветы своим мамам.
Урок окончен.