Сегодня расскажу про эталонный уренгойский фильм. Отличительная черта этих фильмов – они про войну, и в них «не все немцы одинаково противны». Как рассказал нам с трибуны Бундестага уренгойский школьник Коля, немцы не хотели воевать, мёрзли, голодали, и вообще, жутко страдали. Жалко, конечно, этих добряков.
Неужели не жалко? Тогда – едем дальше!
На экране – 1993 год, 9 мая.
По телевизору показывают, что где-то случились какие-то взрывы, погибли люди, ответственность за теракт взяла на себя какая-то радикальная экстремистская организация. И поэтому парада, посвящённого Победе, не будет. Мол, уже два года подряд мы не замечаем Дня Победы, и лишь небольшие группки ветеранов самостоятельно собираются и празднуют.
Главный герой, генерал запаса Клим Державин, сетует, мол, докатились.
Тем временем, нам пытаются скормить какой-то бред. Единственное, что случилось в 1993 году – самолёт упал на людей, гуляющих на площади в Нижнем Тагиле. Но это был никакой не теракт, и ничего из-за этого не отменяли. Теракт же был совершён 9 мая в Каспийске в 2002 году, но это совсем не 93-й.
Тут «ноги растут» вот откуда. В Интернете есть расхожая байка, что при Ельцине отменили военные парады в честь празднования Дня Победы, и только в 1995-м старый алкаш раскачался и провёл-таки парад. Я навёл справки, и выяснилась любопытная вещь: после Парада Победы в июне 1945-го военные парады в СССР проводились… всего три раза. В 1965-м, в 1985-м и в 1990-м. То есть, в честь юбилейных дат со Дня Победы.
«Но позвольте!» - могут воскликнуть советские школьники, - «мы отлично помним, как каждый год 9 мая мы наряжались в белые гольфики, цепляли белые бантики и с дедушками и бабушками радостно спешили… на праздничные митинги и народные гуляния?!» Именно, дорогие мои. Ежегодно проводились именно праздничные митинги, а не военные парады. Их-то мы и помним, и их как раз никто никогда не отменял. На ютубе в подтверждение этому есть часовое видео, записанное на любительскую видеокамеру в Москве 9 мая 1993 года. Так что авторы фильма с первых кадров втирают нам какую-то дичь.
Старик Державин живёт с невесткой и внуком Андреем Державиным (не плачь, Алиса, это просто совпадение). Внучок, великовозрастный оболтус, озвучивает либеральные мысли, мол, правильно сделали, что парад отменили, это, мол, никому не интересно.
Дед едет в аэропорт, где встречает своего фронтового друга, Алана.
Карикатурные таксисты демонстративно отказываются везти «нерусского» куда-либо, но с радостью подвозят немцев. Несмотря на то, что на дворе 9 мая, а у «нерусского» вся грудь в наградах и орденских планках. Таксисты ссылаются на то, что недавно «нерусские» порезали их коллегу.
Находится один добрый парень, у которого в голове ещё что-то осталось, и который не побоялся, что ветераны его порежут. Он помогает боевым товарищам добраться до города из аэропорта. И даже денег не берёт.
В центре города – скромные гуляния. К ветеранам цепляются гопники, такие же карикатурные, как и таксисты.
Они глумливо хихикают, называют стариков ветеринарами и пытаются «реквизировать цацки», то есть, отобрать у ветеранов их награды.
И вот тут у меня вопрос: а почему, собственно, ветераны на 9 мая нацепили планки, а не награды? И зачем гопники пытаются у них эти планки, которые не стоят абсолютно ничего, отобрать? Сдаётся мне, это говорит о качестве фильма и отношение к нему авторов: и так сойдёт.
Ветераны крутят руки гопникам, тут прибегает милиционер и всё заканчивается благополучно.
Фронтовики встречают ещё несколько своих товарищей и идут пить водку к старику Державину домой. Они сидят, поют «Землянку», тут же хлебают водку и снова поют…
Тут с прогулки возвращается злой Андрей Державин. Его девушку целовал какой-то гопник, потом он назвал Андрея дебилом, сказал ему: «Всё, ушёл отсюда!» и дал юноше пощёчину. Пощёчину, Карл! Хорошо, хоть перчатку в лицо не бросил.
Андрей врубает музыку на полную громкость и обламывает пьянку дедам. Причём включает не «Чужую свадьбу» группы «Сталкер», а что-то тяжёлое. И колбасится.
Один из фронтовиков идёт к дрыгающемуся лохопеду, мирно с ним беседует, напоминает, что поможет ему поступить в МГИМО и ведёт юношу бледного к столу, предлагая ему произнести тост.
Юноша, желая потроллить стариков, поднимает тост за Великую Германию. Мол, немцы живут хорошо, значит, они нас победили.
Дед вскипел и выбил стопочку из рук подростка. Также он прокричал: «Дурная кровь в тебе играет, фашистский выродок!»
Мы пока ничего не понимаем, но скоро поймём.
Шутник уходит ночевать к другу, а дед пьёт водку, пишет предсмертную записку и стреляется.
Вот это зашибись закончилась первая серия! Может, благодаря самоотверженности наших врачей, его всё же спасут? Может, срикошетит обо что-нибудь пуля, да и выйдет естественным путём? Держим за деда кулачки.
Вторая серия. Похороны. Не спасли.
Из таблички на могилке мы с удивлением узнаём, что Клим официально умер ещё в августе 1992-го, а 9-го мая 1993 года его неупокоенное тело окончательно устало перемещаться по грешной земле.
Вы понимаете, насколько киноделам пофигу на то, что они делают? Я не удивлюсь, если они засняли реальную табличку с кладбища, и под эти имя-фамилию переписали сценарий. Ну а что, всё ж копеечку сэкономили!
Внучок абсолютно не раскаивается за то, что, по сути, из-за него старик Державин в гроб сошёл, просто сидит с покерфейсом, да от нечего делать листает дедовы мемуары, записанные в тетрадке.
Из них мы с удивлением узнаём, что дед не всегда был лысым и старым. Был он старлеем (иногда таинственным образом превращавшимся в лейтенанта), и был он диво как хорош собой в 1939 году.
Иногда он прыгал с парашютом. Судя по облупившейся краске, самолёт был очень стареньким, на нём ещё Ленин в ссылку летал.
И вот, однажды, он удачно спрыгнул на берег пруда. А в пруду купалась девица в полупрозрачной комбинации.
Осерчала девица на Клима за то, что он нарушил её единение с природой и знакомиться с ним не захотела.
Несколько месяцев искал Клим свою русалку. А служила у них в части легкомысленная Татьяна, и положила она на Клима свой глаз. Но Клим положил на этот факт свой… галстук, и продолжал мечтать о встрече с прекрасной незнакомкой.
И вот однажды на танцах нашёл он-таки свою пропажу. Кружила она по танцплощадке в обнимку с каким-то парнем.
Клим обозначил своё присутствие, а затем проследил, где живёт прелестница. А когда он у неё на глазах упал с высоты второго этажа, она, наконец, несколько смягчилась и сказала, что её зовут Полиной. Увидев, что лёд тронулся, окрылённый Клим обещал через недельку зайти и посвататься.
Оказалось, что Полина любила ходить на танцы с родным братом и кружиться с ним в обнимку. Странновато как-то, на мой взгляд, ну да ладно, не будем к этому цепляться.
Пришёл через неделю Клим, заходит в квартиру к Полине и видит: народ свадьбу гуляет, а за праздничным столом тот самый парень с танцев в роли жениха целует кого-то, а кого, толком и не видно.
Так как Клим, как и я, маловато видел в своей жизни братьев, обжимающих родных сестёр на танцах, он решил, что это жених Полины, который-таки победил. Психанул он и ушёл домой пить водку.
Вообще, в этом сериале водки очень много. Наглядно прослеживается, как со временем менялась рабочая схема киноделов: современные халтурщики закупают пять килограммов яблок в палатке «У Ашота», документально оформляют их как вагон экзотических фруктов, закупленных в Бразилии по индивидуальному заказу, и дело в шляпе! Раньше же поступали гораздо менее изобретательно: на все деньги, выделенные на съёмку, покупали водку и дружно выпивали её всей съёмочной бригадой.
К пьющему с горя Климу подваливает по-идиотски хихикающая Танюшка, желающая воспользоваться ситуацией.
Она приносит патефон, включает русскую народную плясовую и в танце впивается в губы своей жертве. Клим отстраняет дерзкую девушку, пару секунд оценивающе смотрит на неё, а потом притягивает её к себе…
На следующий день его вызывает к себе косматый замполит и говорит, что теперь Клим просто обязан жениться на испорченной девушке.
Вот уже Клим с Таней выходят на крыльцо ЗАГСа! А мимо проезжал грузовичок с какими-то трудягами, среди которых сидела и взирала на Клима оленьими глазами та самая Полина.
Опустил Клим молодую жену на землю, а сам к грузовику потянулся.
Молодая жена внезапно начала рыдать, истерить и кричать: «Не пущу!» Дикая сцена.
Грузовик уехал, а я сказал: наверное, Танюшку немцы убьют, они всегда в таких ситуациях сценаристам на помощь приходят.
И полетели чёрно-белые немецкие самолёты из кинохроники, олицетворяя начало войны.
Вот уже и Клим с товарищем ползут, таща с собой какого-то бедолагу с кляпом во рту.
А навстречу им, беззвучно стреляя из автоматов, выбегают какие-то смешные чудаки в немецкой форме…
И вот уже… 1946 год?! Фигассе, как война за несколько секунд пролетела!
Клим нынче – майор НКВД!
К нему на допрос приводят… кого бы вы думали? Тадам!!! Полину собственной персоной!
Её обвиняют в том, что она спала с немцем и даже посмела родить от него ребёнка! Забыл, какая это статья в уголовном кодексе – «рождение ребёнка от немца», но по ней наказание было очень суровое: можно было получить до десяти лет расстрела!
Заметьте, как в конце «нулевых» в кино начали дружно рассказывать про несчастных репрессированных баб, родивших от немцев! Только «Одна война» Веры Глаголевой чего стоит! Случайно, скажете, такая волна поднялась? Не думаю!
И начала Полина свой рассказ.
В 1941 году в город вошли немцы. И они не стали вату катать, а прямиком направились к дому, в котором жила Полина. Её брат в партизаны как раз идти собирался, а немцы так оперативно сработали, что брат очень удивился и насилу успел в окно выпрыгнуть.
Убегая, он проинструктировал Полину: «Не подавай вида, что ты знаешь немецкий язык! Может, что-то полезное разузнаешь!»
Тут в комнату зашёл фельдфебель и произнёс: «Я, я, гут!» «Да, да, хорошо!» - послушно перевёл закадровый голос.
Затем ефрейтор обратился к Полине, спросив что-то типа: «Gibt es noch mehr Leute?» Закадровый голос бесстрастно продублировал: «Ещё люди есть?» «Нет, никого больше нет!» - затрясла своей бестолковой башкой Полина. Недолго же она скрывала своё знание немецкого…
Следом зашёл немецкий обер-лейтенант. Оказалось, что он не фашист, а врач, прекрасно говорит по-русски и вообще он скромник и красавчик.
Звали красавчика… Франц Линдеманн. Я поулыбался знакомой фамилии, но, когда, чуть позже, Франц, празднуя свой день рождения заявил, что столько-то лет назад в семье Тилля Линдеманна родился сын Франц, я просто в осадок выпал.
Я вообще удивлён, что его денщика звали просто Лукас, а не Фредди Меркури, к примеру.
Однажды бабы дружно копали картошку, и на поле нагрянули немцы: наловили тех, что помоложе и приготовили для отправки в Германию. Вообще-то, насколько я знаю, девушек обязывали прибыть со всеми документами в комендатуру, а не ловили, как кур, по полям. Ну да ладно. Может, и так ловили, но сцена глупая.
Узнал благородный Франц, что со всеми колхозницами загребли и Полину, сходил, перетёр вопрос с местным полковником. Тот поморщился, мол, это эсэсовцы народ наловили, неохота с ними связываться, но слово замолвил, и Полину вернули законному хозяину.
Чтобы Полину больше не загребли, Франц пристроил её на работу санитаркой в свой госпиталь.
Да, героев зовут Франц и Полина, как персонажей одноимённого фильма 2006 года. По любому, это опять «пасхалочка» от неунывающих сценаристов.
Однажды вечером домой к Полине завалился её раненный брат-партизан. Славный сын Тилля Линдеманна не только спас жизнь врага, прооперировав его и сгоняв за пенициллином, но ещё и соврал немцам, которые преследовали партизана.
Кстати, большую комнату Франц оставил Полине и жене её брата Лене, которая весь фильм неестественно кашляла, изображая болезнь, а сам ютился в комнатке поменьше.
Вот и день рождения Франца. Он, стесняясь, угощает Полину изысканным французским коньяком с лимоном и шоколадом, они вальсируют под Штрауса, а когда он наклоняется, чтобы поцеловать красавицу, та лукаво уклоняется и с улыбкой говорит, что ей пора. Благородный Франц не настаивает.
Убейте меня, но эта сцена показана в противовес той, когда Клим и Танюшка ужрались портвешком и устроили обезьяньи скачки под Верку Сердючку с животным совокуплением в самом конце.
Чуть позже на городок напали противные партизаны, Полине было очень страшно, и она начала метаться по улице. Франц нашёл её, прижал к себе, и понеслось… вернее, понесла…
На беременную Полину на рынке налетела местная баба, затаившая злобу за то, что её дочь угнали в Германию, а Полину вернули назад. Злобная баба грозила Полине «выковырять её ubludkа».
Но так эта баба ничего и не выковыряла, и Полина родила сына Егора. Хотел Франц увезти их с собой в Германию, но Полина была против. Говорят, фюрер тоже немного возражал.
Пришлось Францу убегать самостоятельно, а брат Полины сказал, что надо бы ей переехать куда-нибудь в другой город. Полина переехала и даже устроилась на работу на стройку. На её беду, именно там случайно появилась любительница ковыряния ubludkov, поэтому поехала Полина по тундре, по железной дороге…
Хотел за раз все четыре серии пересказать, но тут столько прекрасного, что придётся третью-четвёртую серии отложить до завтра…
Окончание здесь!
Список всех кинообзоров (здесь интересно!)
Постер для статьи взят с сайта kinopoisk.ru, также статья содержит кадры из фильма «Дольше века» (2009).