Найти тему
СВОЛО

Плохой принцип: наоборот

Про «Изобилие» (1955) Мыльникова я прочёл такие слова:

«Тему человека продолжила другая монументальная работа художника – это мозаичное панно «Изобилие», для вестибюля станции метро Владимирская в Ленинграде. Произведение выполнено в духе времени, пронизано идеями солидарности российских народов, объединенных в труде. Этот пафос был идеологией советского государства, и многие творческие люди верили идеалам нового послевоенного времени и ждали от него перемен» (https://artlot24.ru/article/mylnikov-andrej-andreevich-270).

А у меня получилось (см. тут), что тут Мыльников впервые разочаровался в советскости.

И следом в цитируемом месте – такое:

«В 1861 году Мыльников выполняет крупный государственный заказ – портретное изображение вождя пролетариата для металлического занавеса московского Дворца Съездов» (Там же).

Слово «заказ» не очень способствует похвале художника в СССР… А больше никак не охарактеризована эта работа.

Что-то похожее у знаменитой Долининой из «Коммерсанта»:

«Поверить в то, что это человек, создавший мозаичный портрет Ленина на занавесе Кремлевского дворца съездов, который весь советский народ имел честь созерцать во время телетрансляций съездов партии и прочих исторических заседаний властей победившего социализма, почти невозможно» (https://www.kommersant.ru/doc/1935969).

И я подумал: не попробовать ли развить сей зародыш оппозиционности художника и на этот занавес?

Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов. 1961. Чеканка по латуни серебром.
Мыльников. Занавес Кремлёвского дворца съездов. 1961. Чеканка по латуни серебром.

Смотрите, ведь солнце-то тухнет!.. И красный флаг побледнел… В этот год Хрущёв всех насмешил, - по крайней мере интеллигенцию, - что к 1980 году будет построен коммунизм. А осенью 1959 Китова, предлагавшего заменить хозяйственное руководство страной с партийного на ЭВМ-овское, исключили из партии. Централизованное почти машинное управление хозяйством в принципе не резалось бы с самоуправлением в остальных сферах. Но верхушка партии боялась быть отодвинутой от управления где бы то ни было. И СССР закрыл себе дорогу к коммунизму. Мыльников этого знать не мог, но что-то чуять мог.

Причём удавшаяся одухотворённость собственно Ленина…

«Мощно и конструктивно промоделирована <…> голова Ленина, черты лица обозначены с той степенью отчетливой резкости, которая позволяет на большом расстоянии свободно «прочитывать» лейтмотив образа: его романтическую одухотворенность, наполненность энергией, внутренним движением души.

При этом - строгое самоограничение в отборе изобразительных средств, соответствующее специфике материала: подчеркнутое внимание к линейному началу, повышенное значение контура; подчиненность пространственного построения задаче фиксации плоскости; стремление к замкнутости форм, тяготеющих к простым и легко воспринимаемым геометрическим фигурам; условность объемного решения, построенного на «огранке» объема плоскостями. Но и здесь возможности материала не диктуют и не определяют меру условности, а подчиняются задаче создания лаконичного, выразительного и запоминающегося образа» (http://artpoisk.info/article/stat_ya_o_myl_nikove_a/page/8/).

…одухотворённость собственно Ленина, контрастирующая с тем, куда он помещён, была тоже говорящей: страна пошла вместо пути к самосовершенствованию каждого по пути материального Потребления. Бескрылого.

29 мая 2022 г.