13 июня 1995 года вышел третий студийный альбом исландской певицы Бьорк, получивший скромное название Post и далеко не скромный успех: пластинку признали как музыкальные критики, так и рядовые меломаны, обеспечившие ей платиновый статус в США, Канаде, Австралии и странах Европы. Чем Post заслужил такую честь и какое место он занимает в творчестве Бьорк, читайте в нашей статье.
Приготовление
Первые песни к Post – Army of Me и The Modern Things – Бьорк вместе с Грэхэмом Мэсси сочинила ещё до того, как в свет вышел её альбом Debut. The Modern Things певица написала в ответ на страх людей перед развитием новых технологий, в то время как Army of Me более личная – её Бьорк посвятила своему брату, которого в тексте песни она подбадривает и просит быть сильным:
Вообще она написана для моего родственника, который некоторое время был не в себе. Я не знаю, почему я написала [песню]. Возможно, мне казалось, что Debut был очень утончённым, робким альбомом – там была застенчивая часть меня, такой новичок. Я была польщена тем, что всем понравился Debut, но в то же время меня это смущало, поскольку на самом деле я не такая, как там. Может быть, [песня] Army of Me была попыткой установить здесь равновесие.
Пожалуй, Бьорк правильно поступила, что приберегла такую песню, как Army of Me, для лучших времён. Если бы это творение с индустриальным духом, ритм в котором задаёт любимый многими музыкантами семпл ударных из композиции Led Zeppelin When the Levee Breaks, попало в Debut, то оно, возможно, могло бы отпугнуть слушателей на фоне более лёгкого по восприятию материала. Сразу кидаться козырями нельзя – эту тактику Бьорк, видимо, хорошо уяснила, поскольку первым синглом с разнопланового, в хорошем смысле разношёрстного альбома Post стала именно песня Army of Me.
Представьте себе, что вы в клубе, полного металлистов и фанатов гранжа. Army of Me – это как чья-то бабушка, врывающаяся туда и говорящая: «Прекрати это! Хватит ныть! Помой голову! Приведи себя в порядок!»
Вооружение
Разнообразие, присущее материалу, представленному на Post, не в последнюю очередь обосновано тем, что у альбома было целых шесть продюсеров: выше упомянутый Грэхэм Мэсси, Нелли Хупер, Хауи Би, Трики, Мариус де Вриз и сама Бьорк. Их бы могло быть и больше: песня I Go Humble, которая вошла в японское издание альбома, была написана совместными усилиями Бьорк и Марка Белла, а композиция Sweet Intuition, которая впоследствии стала основой для песни Мадонны Bedtime Story 1994 года, числится за Бьорк и The Black Dog. К слову сказать, Бьорк отблагодарила своих соратников по цеху не только упоминанием в буклете к Post, но и отдельными песнями: Грэхэму Мэсси она посвятила экспериментальную Headphones, а Нелли Хуперу – Cover Me.
Интересно, что изначально вокал для Cover Me Бьорк записала в полной летучих мышей пещере, да и аранжировка была совсем другая – оценить и то, и другое можно в Cave Version этой композиции. Что касается остальных песен, то их запись проводилась в 1994 году на Багамах, а именно в Compass Point Studios в городе Нассау. Выбор на столь дивное место выпал, как ни странно, по весьма прозаической причине – чтобы сэкономить деньги на налоги, которые в Великобритании, куда переехала Бьорк на постоянное жительство до начала работы над Post, немалые.
Наступление
Песня Isobel – вторая в так называемой трилогии, первой и третьей частями которой являются Human Behaviour из Debut (1993) и Bachelorette из Homogenic (1997) соответственно. Бьорк сочинила эту, по её словам, «сказочную песню», во время пребывания в своей родной Исландии на рождественских праздниках:
Эта [песня] о переезде в город человека из природы, и я жила 27 лет в девственной природе. Я читала много южноамериканской литературы. Мне нравится Альенде, но особенно Маркез, его книги очень популярны в Исландии. Они для меня словно картины Фриды Кало, где она изображена дважды: как мексиканка стародавних времён и как современная женщина двадцатого века. Это волшебный реализм, задающий вопрос, как цивилизация двадцатого века борется с природой и в то же время в местах вроде Исландии или Таиланда люди верят, что они могут держать пульт от телевизора в руке, а рядом с ними может сидеть привидение.
Имя главной героини песни Бьорк дала, с одной стороны, в честь аранжировщика Изобель Гриффит, а с другой стороны, с намёком на слово isolation, что в переводе означает «изоляция» (поэтому и не Isabel, что было бы вернее с точки зрения правописания). В композиции Possibly Maybe таких явных намёков нет, но для Бьорк она не менее личная: певица написала её о расставании со Стефаном Седнауи. По иронии судьбы видео на эту песню как раз он и снял.
О сложности взаимоотношений между любящими друг друга людьми повествует и песня Hyperballad (фигурирующая иногда как Hyper-ballad). Вот как Бьорк объяснила её смысл в одном из своих интервью:
Изначально [песня] Hyper-ballad о том, как в тебе всё накапливается, проходит три года и ты больше не в возвышенном состоянии. Тебе приходится осознанно стараться, но природа тебе больше не помогает. Поэтому ты встаёшь рано утром, тихонько выходишь и делаешь нечто ужасное и разрушительное, разбиваешь всё, на что натыкаешься, смотришь страшный фильм, читаешь что-то из Уильяма Берроуза, нечто весьма грубое, после чего возвращаешься домой с фразой вроде: «Привет, милый, как ты?»
Песня I Miss You по своему посылу более нежная: в ней Бьорк делится своим представлением об идеальном молодом человеке, которого она пока не встретила. Однако это обстоятельство не помешало снять на песню провокационное видео, которое подверглось цензуре за обнажёнку и расчленёнку.
К счастью, синглу It’s Oh So Quiet достался скромный по замыслу, но такой же, как и другие видео Бьорк, первоклассный по созданию клип, который в результате заработал кучу номинаций. Что касается самой песни, то из творчества Бьорк она, пожалуй, одна из самых известных и узнаваемых.
Стоит отметить, что It’s Oh So Quiet впервые появилась в качестве би-сайда к синглу Бэтти Хаттон Murder, He Says 1951 года, а этот би-сайд, в свою очередь, есть не что иное, как англоязычная версия песни Und jetzt ist es still, которую в 1948 году сочинили австрийский композитор Ганс Ланг и немецкий поэт-песенник Берт Райсфельд, а исполнял Хорст Винтер.
Победа
Бьорк назвала свой третий студийный альбом именно словом Post по двум причинам. Во-первых, так певица обозначила тот факт, что песни к альбому она написала под впечатлением от переезда в Англию, в отличие от таковых из Debut, появившихся до переселения (то есть post в значении «после»). Во-вторых, альбом Post представлялся Бьорк как сборник сообщений («посылок по почте»), описывающих её чувства. Второе значение было обыграно в обложке к Post: на ней певица запечатлена одетой в белую блузку, включающую в себя элементы оформления конвертов авиапочты Королевской почты Великобритании.
В народе говорят: как корабль назовёшь, так он и поплывёт. В случае с Бьорк название оправдало себя во всех смыслах. Мало того, что он отличался от своего предшественника Debut и по звучанию, и по темам песен, так ещё после выхода Post Бьорк гастролировала с новым репертуаром больше полутора лет, побывав в США, Европе, Азии, Океании и даже в Израиле и Бразилии.
Есть мнение, что Post мог бы занять в британском чарте альбомов не второе место, а первое, если бы CD-экземпляры альбома не пришлось убирать (хоть и, к счастью, ненадолго) с полок музыкальных магазинов из-за присутствия семпла телефонного звонка из альбома Mass Observation музыканта Scanner. Однако популярность и культовость альбома с годами ничуть не уменьшалась: в ноябре 1996 года был выпущен сборник Telegram, состоящий из ремиксов почти на все песни из Post, а в 2008 году на Интернет-ресурсе Stereogum состоялся релиз трибьют-альбома Enjoyed: A Tribute to Björk’s Post, а такой чести удостаивалась даже не каждая великая рок-пластинка, не говоря уже о работах из других музыкальных жанров.
Автор: Ольга Клеро
Читать также:
Подписывайтесь, чтобы не пропускать новые материалы!