Найти тему
6000 миль до Голливуда

Теория боевого хаоса. Новая мощная фантастика о параллельных мирах.

("Всё везде и сразу", Everything Everywhere All at Once, 2021, США)

Ничего себе! И как давно вам попадалось новое фантастическое кино не по комиксам с настолько зверскими рейтингами IMDb и Кинопоиска - 8,4 и 8,0 соответственно?
То-то и оно! Надо брать!

Теплый и ламповый... а также резисторный и конденсаторный Джонатан Ке Кван.  Тот самый, который, будучи еще пацанчиком, сыграл Коротышку в "Индиане Джонсе и Храме Судьбы" (1984).
Теплый и ламповый... а также резисторный и конденсаторный Джонатан Ке Кван. Тот самый, который, будучи еще пацанчиком, сыграл Коротышку в "Индиане Джонсе и Храме Судьбы" (1984).

Единственное, в чем сплоховали творцы "Всё везде и сразу", так это со своими официальными постерами. Какой из них ни возьми - одна голимая тоска, отчего идти знакомиться с фильмом не возникает ни малейшего желания. Как можно было так глупо опростоволосится, сняв, без балды, выдающуюся картину - ума не приложу. Но ее маркетологам надо было сначала всыпать шпицрутенов, а потом гнать их из профессии так далеко, чтобы даже легендарный погонщик телят Макар присвистнул от удивления.

Также пусть вас не дезориентируют азиатские лица на ведущих ролях. Нет, в действительности фильм американский, а сняли его те же самые Дэниэлы - тезки Кван и Шайнерт, - которые дебютировали 8 лет назад с черно-ироничным фэнтези-абсурдом "Человек - швейцарский нож". После чего обоих надолго засосала сериальная трясина, откуда они вынырнули только сегодня. Да так успешно - по крайней мере с творческой точки зрения, - что теперь любители хорошего кино их имена уж точно запомнят.

Вообще, картину наподобие "Всё везде и сразу" мы были вправе ожидать от сестробратьев Вачовски - тогда, когда они еще были в своей творческой форме и могли выдать если не очередную "Матрицу", то всё равно замечательный "Облачный атлас" (в соавторстве с Томом Тыквером). На которые лента Квана / Шайнерта во многом похожа, а временами и очень нагло. В том числе похожа и бурным калейдоскопом остросюжетных событий, часто и вовсе доходящих до абсурда. При том, что логически здесь объясняется даже он - естественно, в рамках логики данного сюжета.

Какая же "Матрица" - да без высокого кунг-фуистического искусства?
Какая же "Матрица" - да без высокого кунг-фуистического искусства?

Начало у фильма тоже вполне себе "матричное".
Вот живет себе на белом американском свете хозяйка обычной прачечной в Чайна-тауне по имени Эвелин (Мишель Йео). И бытовых проблем у нее столько, что ни о какой "фантастике" она не помышляет: вредный тиран-папа, взбалмошная дочь-скандалистка, зануда-муж, намеренный и вовсе подать на развод... Вдобавок к этому нарисовались "тёрки" с налоговой службой, того и гляди грозящей лишить Эвелин ее маленького бизнеса-кормильца.
Короче говоря, от такой нервной житухи ей впору было уже рехнуться...

...Она и рехнулась. Аккурат в тот момент, когда вместе с семьей была на приеме у налогового инспектора (Джейми Ли Кертис).
Вернее, это Эвелин подумала, что она рехнулась на пару со своим мужем, однако на самом деле всё было столь же запутанно и неоднозначно, как и с программистом Томасом, он же хакер Нео, в "Матрице".
Ежели не вдаваться в детали - а если вдаваться, то велик риск тотчас заморочить вам голову, - то внезапно глазам и ушам Эвелин открылась шокирующая правда. Оказывается, что кроме "обычного" мира, где она жила, существовало еще великое множество параллельных. Таких, где она была вовсе не унылой прачкой, а много кем еще, начиная от киноактрисы и кунг-фуистки и заканчивая... булыжником, лежащим на склоне горы. И вот теперь всему этому мультивселенскому великолепию угрожала катастрофа. Если, конечно, Эвелин не соизволит вмешаться и всех спасти. Ведь она была Избранная, разве что пока не пробудившая в себе талант всех-спасительницы.

Ежели опять-таки вкратце: чтобы бросить вызов местному Злу, Эвелин предстояло научиться по-быстрому "влезать" в шкуры Эвелин из других миров. Затем чтобы вжух! - и перевоплощаться, к примеру, в знатока кунг-фу, либо в другого специалиста узкого профиля - в зависимости от ситуации. А они представляют собой по сути череду непрекращающихся баталий с прислужниками Зла и с ним самим. Сначала - баталий чисто рукопашных, но чем ближе к развязке, тем всё более изощренных: психологических, эмоциональных, интеллектуальных и прочих. Тоже по заветам "почти святой троицы" Нео, Морфеуса и... собственно, Троицы/Тринити.
Или как ещё, по-вашему, надо спасать Мультивселенную от коллапса? Не в скучных же научных лабораториях, право слово!

Бабушка Джейми Ли Кёртис в одном из своих коронных строго-стервозных амплуа. Харизмометр зашкаливает - век бы любовался!
Бабушка Джейми Ли Кёртис в одном из своих коронных строго-стервозных амплуа. Харизмометр зашкаливает - век бы любовался!

***

В общем, очень достойное высказывание на тему "околонаучной" фантастики и явно один из лучших фант. фильмов 2022 года - если и вовсе не лучший. Разве только перед его просмотром вам необходимо морально подготовиться к нескольким дискомфортным вещам.
Во-первых - к немаленькому хронометражу в 2 часа 20 минут и затянутой финальной трети картины, где с театром абсурда и "сюром" вышел всё же переборщ. Во-вторых - к порой весьма специфичным "черным" и пошлым шуткам Квана / Шайнерта, что придутся по вкусу явно не каждому. И, в-третьих - к запутанному сюжетному мироустройству и странноватым издержкам путешествий между мирами и личностями. Хотя, если вы читаете классическую фантастику, то разобраться в последнем пункте вам будет несложно. Он вызовет затруднения разве что у нелюбителей таковой и чтения книг в целом.
Ну а в награду за вашу подготовку вы получите чертовски стильный, многогранный и зрелищный фильм, который более чем достоин своих высоких рейтингов и хвалебной критики.
Спешите видеть - что еще можно к этому добавить?

Трейлер фильма (возрастная категория 18+):