По-прежнему приходит много вопросов, связанных с проблемными (санкционными) брокерами. Речь идет в основном о переводе счетов от одного брокера к другому.
С одной стороны, проблемы постепенно снимаются, и хочется верить, что худшее позади. С другой, «Si vis pacem, para bellum (Хочешь мира – готовься к войне)».
Поэтому предлагаем не расслабляться и следовать простому правилу: владелец активов, в т. ч. ценных бумаг должен все держать на контроле и в случае необходимости работать на опережение:
▪️Активно взаимодействовать с брокером (его сотрудниками и подразделениями);
▪️Контролировать его работу;
▪️Запрашивать и проверять отчетность по вашим счетам;
▪️Не стесняться задавать пускай даже глупые вопросы.
Ведь это ваши деньги и ваши ценные бумаги.
А пока – несколько простых правил при работе с брокерами на примере одного вопроса.
❓ «При переводе акций, часть бумаг осталась у прежнего брокера, а часть была переведена, но до сих пор бумаги не зачислены на счет у нового брокера (я не получил подтверждение). Я не уверен, что ценные бумаги по-прежнему принадлежат мне. Подскажите, каким образом мне подступиться к проблеме, как зафиксировать документально происходящее, что делать далее? Я не могу дозвониться в поддержку брокера, в личном кабинете получаю дежурные отписки о том, что нужно ждать — брокер сообщит о всех действиях через какое-то время».
❗️Во-первых, с вашими бумагами ничего не случилось, они по-прежнему принадлежат вам, и никто, ни государство, ни брокер, ни кто-то еще, не мог законным путем присвоить их себе. Они хранятся в депозитарии – лицензированной организации, которая отвечает за хранение и законность перемещения ценных бумаг со счета на счет.
Чтобы у вас не было сомнений:
1. Обратитесь в депозитарий, с которым у вас был заключен договор при открытии брокерского счета у первого брокера и закажите выписки с вашего счета и отчет об операциях по вашему счету.
2. Параллельно с этим закажите отчетность по вашему счету у брокера.
3. Такие же действия совершите у нового брокера и депозитария, который с ним работает.
Так вы получите полную информацию о состоянии ваших счетов и всех операциях по ним за заданный период. Информацию о брокерах и депозитариях (адреса офисов, телефоны и другие контакты вы можете найти в интернете, на сайтах этих компаний, а также на сайте ЦБ РФ).
Во-вторых, мы полагаем, что брокеры, депозитарии, биржи и регулятор делают все возможное, чтобы смягчить последствия происходящего. Неприятные исключения, скорее всего, носят временный характер. Объем работы профучастников рынка, связанный с санкциями, огромен, и требуется время, чтобы брокеры и депозитарии переработали документы и информацию, связанную с передачей активов со счета на счет. А также устранили противоречия и нестыковки, которые при этом возникают.
В основном они касаются налогового регулирования (ИИС) и мест торговли и хранения иностранных бумаг у вышестоящих депозитариев (проблема НРД). Многие вопросы подвисли именно по причине отсутствия регуляционных решений, требующихся в тот момент, поэтому впереди у регулятора, брокеров и их клиентов еще много работы.
Владельцам ценных бумаг нужно работать с обоими брокерами (передающими и принимающими ценные бумаги) последовательно, доносить до них и регулятора возникшие вопросы и проблемы.
В-третьих, необходимо сохранять все данные, которые появились у вас за этот период (отчеты и всю переписку с брокером). Нельзя исключить, что в работе профучастников за последние месяцы могли возникнуть непредвиденные ситуации, которые могли привести к нарушению условий договора, например несвоевременность закрытия позиций в одностороннем порядке по разным причинам, неправомерное списание бумаг или денег с вашего счета, и вы считаете, что брокер не прав.
В данном случае вам следует обозначать свою позицию перед брокером:
1️⃣ Основываясь на условиях договора с брокером, составить обращение (претензию) с вашей обоснованной позицией и передать ее брокеру.
▪️Отправить документ брокеру на корпоративную электронную почту, или обычной почтой (заказным письмом с уведомлением);
▪️Посетить офис брокера и вручить вашу претензию лично под роспись, в любом случае нужно получить подтверждение о приеме вашего обращения.
2️⃣ После получения ответа на вашу претензию, в зависимости от его содержания, вы принимаете решение:
▪️Если ответ вас устроил, например, согласие брокера с вашей позицией или устроивший вас мотивированный отказ — вы продолжаете сотрудничество с брокером;
▪️Если нет — вы пишете обоснованную жалобу регулятору.
3️⃣ После получения ответа на вашу жалобу от регулятора, опять-таки в зависимости от его содержания:
▪️Вы бодро шагаете к брокеру и предъявляете ему этот ответ с «грозным рыком» громовержца;
▪️Обращаетесь в суд с иском к брокеру.
Мы в свою очередь отслеживаем ситуацию, задаем вопросы брокерам, депозитариям, биржам и регулятору, и по мере появления информации, пишем об этом и говорим об этом в наших каналах. Очень надеемся, что худшее уже позади, но не расслабляемся.
P.S. Кстати об ИИС. В настоящее время ЦБ РФ совместно с Минфином разрабатывают законопроект по изменению Налогового кодекса для того, чтобы владельцы ИИС в проблемных брокерах, портфели которых были раздроблены при переводе бумаг, сохранили свое право на льготы по налогам и не попали под штрафы при переводе бумаг в другие компании.
#ликбез
_________________________________
Друзья! Алгоритмы Яндекса показывают многие острые материалы по текущей повестке только подписчикам канала.
Подписывайтесь на Bitkogan в Яндекс Дзене, если хотите своевременно получать самые важные новости и взвешенную экспертную оценку происходящего в сфере финансов и экономики!
Наши каналы:
Telegram bitkogan , Telegram bitkogan HOTLINE , Instagram , Youtube , FaceBook , Twitter , VK
Знакомьтесь с актуальной информацией и задавайте вопросы.