Итак, сначала мы проследили вероятный путь развития наших предков от праиндоевропейцев до праславян, потом посмотрели на их уже почти достоверный путь от праславян до славян.
И к VI веку Европа выглядела вот так:
Полторы тысячи лет с тех пор прошло, а ведь похоже - уже зарождается лоскутное одеяло Европы, а к востоку лежит гигантская славянская территория.
Восточная Римская Империя (то есть Византия) вовсю контактировала со славянами (частенько против свой воли), благодаря чему мы имеем удовольствие читать о себе различные более и менее достоверные сведения. Прокопий Кесарийский писал, например, следующее:
Эти племена не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве, и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим… Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга... Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос у них не очень белый… Образ жизни у них грубый, безо всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они неплохие люди и совсем не злобные.
В чём-то это до сих пор правда, не так ли? Мы всё так же предпочитаем рассеиваться по большим территориям, потому и страна у нас самая большая в мире. Зачем ссориться друг с другом, если можно просто разойтись? Мы ведь действительно неплохие и совсем не злобные.
А вот, что писал Маврикий Стратег:
Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению.... Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково…
Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.
Здесь, по-моему, всё до сих пор так, кроме, конечно, женского удушения. Сейчас наши женщины ограничиваются тем, что слывут самыми заботливыми, красивыми и верными.
Как бы то ни было, все эти чудесные добрые люди, наши предки, прекрасно понимали, что Балканы с их климатом, морями, с богатствами Византии - это весьма привлекательная и ценная земля. Потому ожидать от них большой дружбы с греками было бы весьма глупо.
После того, как проблемы с готами и гуннами вынудили их некоторое время назад спасаться в лесах и болотах, где они поднакопили в себе злости и амбиций, они стремительно вырвались на мировую арену, занимая громадные территории Восточной Европы.
Конечно, в VI веке сведения о славянах всё ещё довольно обрывочны, но из этих элементов уже вполне можно складывать мозаику.
Славяне активно заселяют благодатные Дунайские земли и становятся непосредственными соседями византийцев.
Известно, что в 530-533 годах у византийского императора Юстиниана служил полководцем некто Хильбудий. Он нам интересен тем, что по одной из версий был антом, с настоящим именем Хвалибуд. Анналы истории сохранили его имя за необычайный военный талант. И благодаря этому мы знаем, что Хильбудий был убит в битве со склавенами.
На этом история бы и закончилась, но через 12 лет в плен к склавенам попал другой ант, сказавший, что он и есть Хильбудий. Склавене отдали его обратно антам (мы же помним, что они не злые). Потом, правда, оказалось, что он всё-таки не тот великий полководец. Но сам факт того, что этот человек говорил на славянском и латинском языках, и, будучи антом, выдавал себя за полководца Хильбудия, говорит о том, что тот самый Хильбудий действительно тоже мог быть антом, владевшим славянским и латинским языками.
А также это всё говорит о том, что анты и склавены между собой совершенно не дружили, чем Византия и пользовалась, сотрудничая с антами против склавен.
В 555 году на военной службе у Византии отмечается также ант Дабрагез (вероятно, Доброгост или Доброезд) и его коллега Усигард (Всегорд?).
Что касается государственного устройства, у антов уже определённо был князь. Как мы помним, в IV веке им был некий Бож, убитый готами. А в 560х годах им стал Идаризий (или Идар, а может, Идарий).
Как раз в это время основным врагом антов стали авары - очередные кочевники неясного околомонгольского происхождения. У Идаризия было два сына - Мезамир (Межемир) и Келагаст. Оба сына, а может быть только Мезамир, были убиты аварами, когда прибыли к ним в качестве послов.
В общем-то именно в связи с аварами анты и исчезли с исторической арены к началу VII века.
У склавенов в это время вождём был некий Добрята (Добрета, либо Даврентий, как его называли в Византии). Как пишет Менандр Протектор, когда авары потребовали у склавенов признать их победителями и выплатить дань, этот Добрята ответил:
Родился ли на свете … человек, который бы подчинил себе нашу силу? Не другие нашей землёй, а мы чужой привыкли обладать.
Красиво! Но, конечно, сказать это одно, а сделать - совсем другое. Противостоять аварам было крайне трудно.
В 578 году авары под предводительством кагана Баяна разгромили и подчинили славян.
Про это время сообщается в "Повести временных лет":
Эти обры воевали и против славян и притесняли дулебов – также славян, и творили насилие женам дулебским: бывало, когда поедет обрин, то не позволял запрячь коня или вола, но приказывал впрячь в телегу трех, четырех или пять жен и везти его – обрина, – и так мучили дулебов. Были же эти обры велики телом, и умом горды, и Бог истребил их, умерли все, и не осталось ни одного обрина. И есть поговорка на Руси и доныне: «Погибли, как обры».
В общем-то, можно это называть аварским игом, при котором славяне выплачивали дань и служили аварам (обрам).
Однако не всё так однозначно. Славяне были нужны аварам в качестве земледельцев, обеспечивающих еду, и пехотинцев, для поддержки конницы. А авары способствовали распространению славян на обширных территориях. Такое вот взаимовыгодное протогосударство, хотя славяне и не были в нём на первых ролях.
Вместе с аварами славяне участвовали в походах на Византию, и, как следует из греческих источников, славянские инженеры тогда уже умели строить корабли, катапульты, тараны, осадные башни. Известен предводитель Пирагаст (Перогост?), устроивший засаду для византийцев на некой реке в 597 году. Ардагаст атаковал Балканские провинции Византии. Кстати, имя его связывают этимологически с именем западнославянского бога Радегаста. Вместе с аварами славянские флотилии держали в страхе всё Эгейское море.
При поддержке аварской конницы славяне занимали новые и новые балканские земли, причем если авары, как классические кочевники, просто грабили новую территорию и уходили обратно, то славяне, быстро определив качество земли и её прогретость солнечными лучами, как правило, оставались. Там и сегодня прекрасные курорты, так что ничего удивительного.
Как раз незадолго до этого Юстинианова чума выкосила огромное количество местного населения Византии, так что славянину оставалось только прийти, выбрать себе местечко и построить дом.
Впрочем, это аварское иго длилось совсем не долго. В 623 году часть славян объединяется под предводителем некоего Само - то ли славянина, то ли франка, и то ли Само было его именем, то ли титулом. Он основал своё государство на территории современных Чехии, Австрии, Словакии и Словении.
Правда, после смерти Само его государство рассыпалось под очередным натиском авар.
Тем временем, после неудачной осады Константинополя в 626 году, когда авары потерпели жестокое поражение, славяне резко вышли из-под их контроля.
Теперь они сами продолжили движение по Балканам, загоняя местных фракийцев, иллирийцев и далматов далеко в горы. Одновременно с этим славяне и сами стали разделяться. Оседая, они смешивались с бывшим византийским населением и теряли связь с другими такими же осевшими.
Впрочем, полная свобода была недолгой, под предводительством хана Аспаруха на Дунай в конце VII века пришли тюркоязычные булгары. Им Балканы, конечно, тоже очень понравились, и, несмотря на неудовольствие славян (они назвали себя к этому времени Союзом Семи Племен), которые уже освоились в этих местах, булгары тоже там осели.
Так и получились болгары. То есть на остатках местного греко-романского населения (в основном, фракийцев) воцарились славяне, причем уже не без аварского генофонда, потом к ним присоединились булгары, и из этого всего получился Киркоров болгарский народ. Славян было больше всех, поэтому и язык, и культура остались преимущественно славянскими.
В том же VII веке и примерно тем же макаром, перемешиваясь в разных пропорциях с местными, славяне активно заселили будущие Сербию, Черногорию и Боснию. На территории современной Хорватии славяне ассимилировали, в основном, иллирийцев.
Словенцы получились на территории, откуда незадолго до того ушло в Италию германское племя лангобардов, и которая долгое время называлась Карантанией. Пришедшие славяне были вынуждены воевать через Альпы с лангобардами и с баварцами, а потом уступить большую часть территории, но они оставили некоторые свои названия в наследство австрийцам, например, город Грац - от славянского Градец.
Чуть позже начинается движение славян на запад - в VII-VIII веках.
Вероятно, когда лучшие места были заняты и укреплены, следующей волне не оставалось ничего другого, кроме как изменить направление.
Они дошли до самых северных морей, заняв опустевшие земли, в том числе добрую треть территории современной Германии. Так получились полабские славяне, которые основали Берлин, Шверин, Лейпциг и другие известные немецкие города. Долгое время регулярно осуществлялись взаимные набеги славян и германцев, до тех пор пока славяне не были ассимилированы, но это уже совсем другая история.
Более удачливыми западными славянами стали поляки (и кашубы), чехи (моравы) и словаки.
Ну а миграция на север и восток стала последней.
Что, пожалуй, логично. На юг шли за теплом, вином и византийскими богатствами, на западе, в целом, тоже был неплохой климат и плодородные земли, а вот на севере...
Но именно эта волна оказалась самой продуктивной. Она длилась более тысячи лет, перевалила за Урал, прошла Сибирь и дошедшей аж до Камчатки и Аляски.
Ну а названия восточнославянских племен, которые населяли будущую Русь к VIII-IX векам, думаю, всем и так известны.