По моим наблюдениям у нас появился огромный пласт долевой собственности, при чем чаще всего она проблемная.
Когда супруги, например, разводятся у них в долевой собственности остается недвижимость, по дальнейшей судьбе которой каждый из них имеет свое особое мнение и вместо актива дом, квартира и им подобные объекты превращаются в огромную головную боль.
С квартирами, со скрипом, но разбираются суды путем так называемого принудительного выкупа, когда один сособственник обращается в суд с требованием прекратить право собственности другого с выплатой ему компенсации.
Но квартиры, априори, неделимое имущество, поскольку из одной квартиры нельзя сделать две. Поэтому если бывший супруг имеет возможность выкупить долю, суды идут на встречу, хотя, повторюсь, со скрипом.
Совершенно противоположная ситуация возникает с индивидуальными жилыми домами, которые, как правило разделить возможно, хотя, часто, и с материальными затратами.
В результате не выполняется одно из условий, которые Верховный суд РФ определил в качестве необходимых для удовлетворения иска о прекращении права собственности на долю:
в исключительных случаях, когда доля сособственника незначительна, не может быть реально выделена, и он не имеет существенного интереса в использовании общего имущества, суд может и при отсутствии согласия этого сособственника обязать остальных участников долевой собственности выплатить ему компенсацию (абз. 2 п. 36 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации N 6, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации N 8 от 01 июля 1996 года "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации")
Другими словами, если дом можно разделить, то нет необходимости и прекращать право собственности, которое, как известно, неприкосновенно. Следовательно, в отличие от квартир, собственники домов находятся в менее выгодном положении.