Найти тему
Казачий Дозор

Река Урал

Река Урал, как известно читателю, является одной из крупнейших и значимых в Европе. По протяженности она занимает третье место,

уступая лишь Волге и Дунаю. Исток реки находится у горы Нажимтау в Башкортостане, она протекает по территориям Оренбургской и Челябинской областей России, а также Актюбинской, Западно-Казахстанской и Атырауской областей Казахстана, затем впадает в Каспийское море. Протяженность реки составляет 2428 километров, и около половины длины приходится на территории Российской Федерации. Сегодня Урал имеет статус межгосударственной трансграничной реки.

Обмеление реки Урал, что является третьей по протяженности рекой в Европе, экологи уже не один год называют экологической катастрофой. В 2019 году реке был присвоен последний по уровню загрязнения уровень – пятый. Власти обеих стран, на территориях которых расположен Урал, признают, что проблема существует, но предпринимать активных действий пока не спешат.

В советское время существовал целый комитет по спасению Урала, работу которого можно было оценить высокой эффективностью: решалось множество вопросов, связанных с борьбой за чистоту вод реки, а также предпринимались меры о рациональном использовании воды. В 1994 году комитета не стало, а в наше время все чаще появляется необходимость воссоздать этот комитет, поскольку комиссия, работающая по соглашению Казахстана и России и призванная решать проблемы реки, заседает крайне редко.

С каждым годом, несмотря на большое количество снега в зимний сезон, вода в реке поднимается все меньше. К сожалению, для поселков, расположенных вдоль Урала, это имеет очень большое и неприятное значение, ведь помимо того, что здесь отдыхают и рыбачат, река позволяет пасти скот и запасаться сеном: весной вода разливается, и появляется много свежей травы. В урожайные годы можно было неплохо заработать, ведь осенью из пойменных лесов можно было мешками вывозить грибы.

Сейчас Урал настолько обмелел, что в некоторых местах появляются целые островки. Местные шутят о том, что скоро можно будет пешком перейти реку, но в каждой такой шутке кроется не самый приятный смысл. В середине реки действительно появились небольшие острова, а посмотрев на береговую линию, можно сделать вывод о том, как далеко отступила вода.

С каждым годом Урал все меньше похож на одну из самых значимых и больших рек Казахстана.

Три года назад экологи заявили, что уровень воды в Урале достиг рекордного минимума, но с каждым последующим годом воды в реке становится все меньше и меньше. В начале осени позапрошлого года город Уральск остался без водоснабжения, причиной чему стал крайне низкий уровень воды в Урале, который обмелел настолько, что насосы, качающие воду для города, оказались на поверхности. Тогда местные власти решили данную проблему тем, что углубили дно реки в месте, где были установлены насосы, что было эффективным решением, но, по-видимому, временным, ведь буквально через два месяца генеральный директор ТОО «Батыс су арнасы» заявил, что предприятие вынуждено отказаться от использования вод Урала для нужд города. Для возобновления подачи воды в дома горожан понадобилась срочная перестройка насосной станции. Вторая очевидная причина — загрязненность реки. В 2020 году Уралу присвоили пятую категорию загрязненности. Разумеется, река очищается перед подачей в городскую сеть, но корень проблемы никуда не исчезает — река загрянена промышленными стоками. Один из альтернативных вариантов, пришедших в голову экоактивистам, — забор воды из подземных источников, но, к сожалению, этот переход не изменит общую ситуацию на реке: данная мера сильно влияет на водообмен и вода будет фактически забираться у Урала. Если брать воду из источников, то образуются пустоты, которые необходимо будет заполнять. При том, что даже уровень грунтовых вод в последние годы не восполняется, нецелесообразно увеличивать водозабор: Урал восполняется за счет последних живых источников. Таким образом, чтобы решить проблему реки, необходимо провести серьезную работу по ее исследованию, для чего нужно создание заинтересованной научной комиссии.

Первое собрание российско-казахстанской комиссии состоялось в ноябре 2018 года в Оренбурге. Тогда на нем был утвержден план по улучшению экосистемы и предотвращению загрязнений Урала, а также были запланированы мероприятия по увеличению водности в реке и восстановлению водного биоразнообразия. Должен был начаться государственный контроль над предприятиями, осуществляющими деятельность на территориях, прилегающих к реке. Ровно через год комиссия должна была вновь собраться, однако этого не произошло. Вторая и уже более значимая встреча состоялась летом 2019 года. В семинаре принимали участие экологи, чиновники и представители некоторых независимых организаций из обеих стран. Обсуждались все те же вопросы: недостаток воды, загрязненность, вымирание рыбы, осушение поймы Урала. Исходя их итогов собрания напрашивался очевидный вывод: необходимо создать двусторонний орган, который бы занялся решением перечисленных проблем в обеих странах. Тем не менее, данное решение также зависло в воздухе. Для решения этого вопроса все еще нужно собрание очередной комиссии, которая никак не может собраться, поскольку российская сторона не утвердила список участников. Вопрос о научных исследованиях тоже остался нерешенным, так как для его выполнения необходимо было договориться с международными организациями, которые выделили бы средства. Благодаря научными изысканиям можно было бы составить государственную программу по сохранению Урала. К сожалению, казахстанско-российское соглашение работает только на бумаге, и пока нет реальной отдачи от этой работы.

17 ноября 2020 года проблемные вопросы реки обсуждались министром экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана и министром природных ресурсов и экологии России. Казахстанский министр во время онлайн-приема граждан ЗКО на вопрос об экологической ситуации в реке Урал ответил, что пока что правительство не может похвастаться большими результатами в решении этой проблемы. Также он отметил, что обсудил эту проблему с российскими коллегами и поблагодарил жителей за активную позицию, призвав их сотрудничать с департаментом экологии региона. Тем же днем состоялась и встреча Акима ЗКО Гали Искалиева и губернатора Оренбургской области Дениса Паслера. Обсуждался вопрос о запуске программы по сохранению экосистемы Урала. По словам Губернатора, в ближайшие месяцы решения экологических проблем станут более конкретными, а в частности определятся источники финансирования программы. Денис Паслер упомянул, что программа по сохранению экологической системы Урала понятная и рабочая, а ключевым вопросом остаются источники ее финансирования, исходя из чего глава Минприроды готовит доклад Президенту по этой теме. Губернатор выразил уверенность, что встреча глав обоих государств состоится и даст толчок для того, чтобы решение проблем Урала не осталось только на бумаге.

Так как же можно решить все эти экологические проблемы? Не менее ошибочным решением было бы просто очищать реку. Дело в том, что Урал имеет 82 притока, из которых самые большие – это Чаган, Сакмара и Илек. На всех притоках, за исключением Сакмары, стоят плотины. Маленькие же притоки сильно засорены из-за того, что из года в год весенняя вода выносит мусор, и их необходимо расчищать, поскольку они уже не соединяются с Уралом. Помимо того, нужно адаптировать потребление воды под имеющиеся в городах ресурсы поверхностных вод и исключить организацию новых водозаборов, как и приостановить строительство новых плотин. Возможно, что современные водосберегающие технологии помогли бы снизить расходы воды для орошения земель. Не менее важное замечание – нефтедобыча в бассейне Урала, которая служит источником загрязнения воздушной и водной среды. В обеих странах используются довольно старые технологии по добыче углеродов, отсюда – высокие риски экологических аварий. Какие-либо проекты по освоению месторождений должны проходить экспертизу еще до начала работ, это важная задача как и природоохранных органов, так и общественности.

На совести человека всецело лежит то, что Урал по большей части загрязняется отходами деятельности промышленных предприятий, в особенности – тех, что производят металлургическую продукцию. Крайне негативное влияние оказывают газопромышленные комплексы и компании, активно осваивающие месторождения углеводородов. Тем не менее, нельзя не заметить, что предприятия, загрязняющие реку, все же выделяют средства на строительство очистных сооружений. К примеру, в конце 2019 года один из крупных металлургических комбинатов заявил, что к 2025 году полностью прекратит выброс промышленных стоков в реку. Для этого на комбинате появились гидротехнические сооружения с постами наблюдения, а также дополнительный резервуар для забора воды. Произошел переход на замкнутую систему водоснабжения, благодаря чему качество воды значительно улучшилось. Несмотря на это, сброс карьерных вод предприятиями по производству металлургической продукции продолжается. Необходимо отметить, что проблема загрязнения Урала вызвана не одними лишь промышленными предприятиями: большую роль в жизни реки играют и население городов и поселков на побережьях, и коммунальные службы, сбрасывающие в реку мусор и неочищенные сточные воды.

Еще один из вышеупомянутых ударов по экологии – гибель рыбы. Три года назад в Атырау случилась массовая гибель рыбы, что можно назвать катастрофой, ведь по официальным данным погибло почти 120 тонн рыбы, включая редкие осетровые породы. Причиной стал сброс химических веществ в реку одним из коммунальных предприятий, а из проб воды было выявлено значительное превышение концентрации хлоридов. Исходя из слов властей региона, анализ погибшей рыбы и ранее показывал наличие в тушах ядовитого аммиака. Тем не менее, уже в позапрошлом году прозвучало официальное заявление о том, что рыба в реке съедобна и безопасна. Вот уже четвертый год в реке на территориях Атырау проходят дноуглубительные работы, благодаря которым количество рыбы в Урале значительно увеличилось: объем добытой рыбы за каждый последующий год в среднем растет на 2500 тонн.

Экологическая проблема Урала становится актуальнее с каждым сезоном. Если в ближайшие годы Казахстан и Россия так и не начнут предпринимать серьезные действия по спасению реки, то уже в недалеком будущем спасать будет нечего.

Больше новостей читайте в нашем telegram-канале "Информационный центр"

Реки
5652 интересуются