Найти в Дзене
Культурная Карта

Почему чеховский «Платонов» интересен современникам

После премьеры пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» очень захотелось увидеть Заслуженного артиста России Максима Аверина в другой роли. Со словами. Всё-таки в формате, который выбрал Сергей Землянский для лермонтовской истории, есть возможность каждому артисту показать себя в новом амплуа, раскрыться по-другому, отойти от ожидаемых жестов, шаблонной манерности и актёрских штучек. Ну знаете, по которым мы узнаём артистов и, возможно, поэтому идём к ним в конкретный театр. Выбор пал на спектакль «Платонов», поставленный в Театре сатиры в 2019 году режиссёром Павлом Сафоновым по пьесе А. Чехова «Безотцовщина». У Максима Аверина здесь главная роль ― он играет Михаила Васильевича Платонова, который разрушает сам себя, свой талант, свои мечты и любую надежду, какую смеют связать с ним другие герои данной истории. Что вижу я в игре артиста? В образе Платонова мелькает трагедия врача из будущего, что работает в крупной столичной больнице и чуть ли не с каждым вступает в противо

После премьеры пластического спектакля «Арбенин. Маскарад без слов» очень захотелось увидеть Заслуженного артиста России Максима Аверина в другой роли. Со словами. Всё-таки в формате, который выбрал Сергей Землянский для лермонтовской истории, есть возможность каждому артисту показать себя в новом амплуа, раскрыться по-другому, отойти от ожидаемых жестов, шаблонной манерности и актёрских штучек. Ну знаете, по которым мы узнаём артистов и, возможно, поэтому идём к ним в конкретный театр.

Выбор пал на спектакль «Платонов», поставленный в Театре сатиры в 2019 году режиссёром Павлом Сафоновым по пьесе А. Чехова «Безотцовщина». У Максима Аверина здесь главная роль ― он играет Михаила Васильевича Платонова, который разрушает сам себя, свой талант, свои мечты и любую надежду, какую смеют связать с ним другие герои данной истории.

Что вижу я в игре артиста? В образе Платонова мелькает трагедия врача из будущего, что работает в крупной столичной больнице и чуть ли не с каждым вступает в противоречия. Потом вдруг неуловимая драма других киногероев, которых воплотил Максим Викторович в кинематографе, запараллелилась со страстью и пошлостью, правдой и резкостью чеховского героя. Что делать зрителю в таких случаях? Не смотреть телевизор? Как избавиться от стереотипного образа одного героя? Кто виноват в том, что не получается переключиться? Зритель или актёр? Тот же шлейф тянулся и за Ольгой Ломоносовой, сыгравшей молодую вдову, генеральшу.

Конфликт личности и среды, в которой происходят эти надломы, эксперименты над собой и другими, ― здесь буквально в каждом герое. Будто эпидемия ― в каждого вселяется свой демон и устраивает испытания для души. И никто не знает, как остановить всеобщую трагедию личности, зависимой от правил, законов и этических норм. И кто понимает безысходность, тот уже не знает границ.

Чехов гений. Правда, в силу неопытности эта первая его пьеса получилась длинной и казалась автору скучной, затянутой. Признаться, хотелось даже согласиться с ним уже в середине спектакля, но привычка смотреть до финальной точки и любопытство привели к развязке.

Любопытно, что Максим Викторович сам принёс этот материал в театр:

― Главный конфликт в пьесе в том, что каждому человеку бог даёт талант. Но этот талант может быть отобран либо в наказание, либо просто истёк его срок. Поэтому нельзя распоряжаться талантом, как чем-то собственным. Это божий промысел, который может изыматься.

Как вам? При этом Аверин говорит, что нужно вжиться в роль, найти в себе то, что будет созвучно герою. Чтобы болело и отзывалось, иначе не стоит и браться. Вот я бы ещё добавила: чтобы и у зрителя возникло к герою чувство ― любви, сопереживания, боли, отвращения, жалости, ненависти… любое. Тогда да, болело не зря и спектакль сыгран талантливо. Или всё же что-то помешало ― чьё-то подскочившее давление, личные переживания и проблемы, настроение и т.д.

В тот день, когда я смотрела «Платонова» в Театре сатиры, болело и щемило за одних героев, жалко было других, неприятным был сам Платонов, кстати… и совсем не верилось, что такой человек вдруг подумал броситься под поезд… Может, так и должно быть? Отмечу Николая Ивановича Трилецкого в исполнении Андрея Барило (чьи киногерои, к слову, мне никогда не нравились), а также убитого предательством Сергея Павловича Войницева в исполнении Михаила Владимирова. Сочувствуем им, понимаем, но простить не готовы, т.к. полно таких персонажей в современном мире ― одни пить начинают, другие унижаться, теряя самоуважение.

В любом случае, спасибо современникам за то, что взялись за пьесу, от которой отвернулся сам автор. Он просто не понимал всей перспективности сюжета, точнее его актуальности на все времена.

Анжелика ЛУКИНА, фото Театра сатиры

Точка на карте: Московский академический театр сатиры,
Москва, Триумфальная площадь, дом 2.