К югу и юго-востоку от деревни Петропавловка, за речкой Укроп, находится топкое место, которое называют Волчий лог, провал или провалье. Об этом месте было рассказано больше всего мистических историй.
1. Молодеющая по ночам бабка, которая завет с собой.
Есть Волчий лог, там провал, там люди блудят. Жила здесь бабка, давно было, когда моя мама еще девушкой была, дружила с моим отцом. Отец ей рассказывал, что спал на сеновале и однажды перебрал страху. Где Волчий лог, там озеро и речка Укроп в него втекает, за речкой и озером начинается провалье, прямо рядом с деревней. Там был мостик через речку. Отец среди ночи проснулся и пошел в ту сторону, будто его что-то поманило. Подходит к реке, смотрит, а там соседка в белой рубашке стоит на мосту, волосы распущенные. Стоит и улыбается, говорит: Хочешь со мной пойти? Он испугался и в речку сиганул. А когда вылез, ничего уже нету.
Соседка-то старуха, а на мосту стояла перед ним молодая. Как завыли собаки по всей деревне и исчезло это наваждение. Он потом спросил соседку, что она так, а она сказала, что на нее что-то находит, сама себя не помнит, что делает (ПМА: д. Петропавловка, 2016).
2. Голоса из леса, или как выйти, если заблудился.
У нас за деревней есть место Волчий лог, туда ходить страшно, можно не вернуться. Пошла я по грибы, иду, собираю. Там грибов видимо-невидимо, туда ведь никто не ходит. Я набрала грибов и поняла, что не знаю, в какую сторону домой идти. На одном месте кружила, не знаю, куда идти, не знаю, где я. Слышу, собака лает, где-то высоко-высоко. Позвонила соседке (соседка была охарактеризована как «знающая» женщина, умеющая ворожить и колдовать — О.Г.), она сказала, что будет за меня молиться, чтобы вывести. Поехал за мной сын. Я кричу, он меня не слышит. Сын стреляет фейерверками, а я их не вижу и не слышу. Вокруг папоротники, видно старые дома сгнившие. Когда-то там жили люди, староверы или еще кто. Я вспомнила, что если заблудился, то нужно одежду наизнанку выворачивать. Я разделась, всё вывернула, сапоги переобула с одной ноги на другую. Высыпала все грибы, которые там
насобирала. И пошла вперед, а куда идти, в какой стороне деревня, я не знаю. Иду и слышу, будто голоса меня зовут, а слов, не разобрать. И мелодично так, будто в церкви поют. Я на эти голоса иду и вышла к деревне, там меня уже все ищут, встречают (ПМА: там же).
3) Нечисть приглашает музыканта.
Известны также рассказы о музыканте, который по приглашению неизвестных играет на свадьбе, а после пения петухов обнаруживает, что сидит в болоте [Славянские древности, 1995, с. 197—198, 228-229].
Жил в Борково музыкант, играл на гармошке и на скрипке. Однажды пришли к нему незнакомые люди и пригласили его на свадьбу поиграть на скрипке. Он согласился, его посадили в повозку и увезли. Он играл всю ночь, свадьба гуляла. А как только петухи запели, он видит, что сидит на болоте, на кочке. Его на болото черти уволокли, едва живой остался (ПМА: Д. Петропавловка, 2016).
4) Полуденные русалки и другие из иномира.
Суточным временем появления многих мифологических персонажей Полесья (таких как русалка и др.) считалась не только полночь, но и полдень, а также моменты восхода и захода солнца. В большинстве полесских рассказов встреча человека с русалкой и другими представителями иномира происходила и в дневное время, то есть не только в полночь, но и в полдень. [Виноградова, Левкиевская, 2012, с. 531-532].
Работала мама в поле под Прямским, там был у нее балаган (землянка — О.Г.), меня маленькую с собой брала. Ровно в полдень видим - едет всадник на красивом гнедом коне. Хвост пушистый, тянется до самой земли. Красивая уздечка. Сидит всадник в шляпе, сам весь красивый, стройный. Сидит молча, на нас не смотрит, проскакал мимо и поехал в болото. А чего он поехал в болото? Не человек это был, нежить (ПМА: д. Петропавловка, 2016).
За селом есть старицы, в них вода
прозрачная, очень чистая, но брать её нельзя. Там русалки живут, они в самый полдень из воды показываются, их там многие видели (ПМА: с. Прямское, 2016).
5) Проклятое место.
В Петропавловке была записана легенда (повторенная тремя информантами) о кровавых событиях, происходивших в начале ХХ в., в первые годы существования деревни. По мнению респондентов, братоубийство одного из основателей деревни является причиной того, что местность стала проклятой.
Жили здесь до революции четыре брата, из России приехали. Три брата убили своего старшего брата из-за земли. Позавидовали, что его надел был лучше, чем у них. Сговорились своего брата убить, а землю его разделить между собой. Били его коллективно, вместе с женами, забивали жестоко. Он, умирая, проклял их род и всю эту землю. Поэтому здесь сдаётся. Это значит чудится, нечистая сила показывается (ПМА: д. Петропавловка, 2016).
Результатом проклятия считаются самоубийства, происходившие в деревне в 1990-е - 2000-е гг. Петропавловка деревня проклятая. Очень много людей повесились, все молодые. Что-то здесь нехорошее ходит (ПМА, там же).
Другой сюжет относит проклятие местности к советскому периоду и причиной суицидов называет убийство священника. В Борково была церковь.
Там убили батюшку, в 1958 или 1959 году, прямо в самой церкви. Когда убивали, он сказал, что в деревне будут все вешаться, топиться и убиваться.
Еще одной причиной, обьясняющей проклятие здешних мест, называли непогребенные захоронения убитых. Земля здесь проклятая, люди прокляли эту землю. Еще когда здесь не было деревни, на этом месте проходила дорога через лес. На этой дороге были разбойники. Может быть, кого-то убивали, здесь же закапывали убитых, не хоронили по христиански. Поэтому вся деревня проклятая. Очень много людей повесились, молодые. Что-то здесь нехорошее ходит (ПМА, там же). Дед был партизаном, вместе с братом. Шли белогвардейцы, колчаковцы. Брату отрубили голову и запретили хоронить. И таких могил здесь было много, когда не хоронили по христиански (ПМА, там же).
6) Может Иван Сусанин был не человеком?
Волчий лог и его окрестности стали местом, где локализовались типичные представления о глухих, заболоченных территориях, которые повсеместно считались гиблыми местами и обиталищем нечистой силы. В восточнославянской традиции наиболее широко распространен тип быличек о том, как некто встречает путника (обычно ночью) и ведет его за собой, а затем исчезает, в результате чего путник оказывается в непроходимых местах.