В 1990 году на экраны вышла «Красотка». Эта история любви между мечтательной проституткой и богатым бизнесменом, которая очаровала целое поколение и сделала Джулию Робертс новой сенсацией Голливуда.
На самом деле по задумке финал был очень мрачным. Оригинальная концовка фильма была довольно напряженной. Там подруга Вивиан — Кит — умирает от передозировки. А Эдвард и Вивиан не расстаются при весьма печальных обстоятельствах. Он выбрасывает ее из машины вместе с деньгами, которые заплатил ей за выходные.
Когда фильм только вошел в производство, его сюжет был совсем не радужным. Рабочее называние фильма «3000 долларов» отражало сумму «договора» между главными героями, а Вивиан, вовсе, была наркоманкой, их отношения с Эдвардом были чисто транзакционные. Стал бы он бестселлером? Нам остаётся только догадываться. Когда Дисней выступил в качестве продюсеров, в сценарий были внесены кардинальные изменения. Как и практически все «продукты» Диснея фильм превратился в сказку. В красивую сказку, о современной Золушке, с концовкой которая пришлась публике к душе. Сценарий был переписан и выпущен дочерним лейблом Touchstone Pictures, посвященным взрослой тематике.
Красотка Робертс
Когда Дисней подхватил проект, Робертс пришлось пройти прослушивание на роль у нового режиссера Гарри Маршалла повторно. Она совсем не была его фавориткой на роль Вивиен ей было всего 21 и она была слишком молода. Роль предлагали другим актрисам, каждая из которых либо была занята, либо категорически отказалась от роли. Это были Мишель Пфайффер, Валерия Голино, Дэррил Ханна и восходящая звезда Мег Райан.
Чтобы повторно получить свою роль, Робертс пришлось очень постараться. Маршалл отправил Джулию в Нью-Йорк, чтобы поговорить с Ричардом Гиром лично и попытаться убедить его. Во время беседы в офисе Ричарда зазвонил телефон это был Гарри, Ричард еще не принял решение, но, Джулия написала на стикере «пожалуйста, скажите да» и показала его Гиру. Видимо от такой настойчивости он, наконец, согласился.
О Гире
Что касается Гира — он, напротив, несколько раз отказывался от своей роли. Решение все-таки сниматься далось ему очень нелегко. Все вокруг понимали, что Гир идеально подходит для роли. Однако сам он не был солидарен с этим мнением. Он не был сильно впечатлен ролью Эдварда и понятия не имел, что фильм станет мировым хитом. Однажды в интервью он сказал: «Откуда вы знаете? Это был маленький глупый сценарий, и когда до меня дошло, то ролью был костюм. По сути, это было все равно надеть костюм на осла».
Вы должны помнить, что до этого выдающаяся роль Гира была в «Американском жиголо», где ему довелось играть очаровательного мальчика по вызову из Лос-Анджелеса. После выхода картины он в одночасье превратился в секс-символ. Затем последовали «Офицер и Джентльмен», получившие шесть номинаций на премию Оскар. Гир, возможно, чувствовал себя слишком квалифицированным, чтобы сыграть прямолинейного мужчину в романтической комедии. Но сейчас, конечно, я очень сильно сомневаюсь, что он об этом пожалел.
Ричарда Гира в «Красотке» опередила длинная очередь актеров. Альберту Бруксу и Сильвестру Сталлоне предложили роль Эдварда, но обе звезды отказались. Маршалл также рассматривал Дэниела Дэй-Льюиса, Кевина Клайна и Дензела Вашингтона. Прослушивался даже Джон Траволта. Зная все это, становится понятно, что продюсеры и режиссер Гарри Маршалл не имели четкого представления о том, чего они хотят от Эдварда — в список актеров, приглашенных на кинопробы, входил Чарльз Гродин, известный игрой саркастичных интеллектуалов, и знаменитый напряженный Аль Пачино. А в конечном роль досталась добродушному, но искушенному Ричарду Гиру.
Богатые и знаменитые
Премьера «Красотки» состоялась 23 марта 1990 года, и с тех пор мир перестал быть прежним. А Джулия Робертс и Ричард Гир проснулись знаменитыми. Начинающая актриса получила статус звезды, а у Гира начался ренессанс карьеры. Фурор произвели не только переосмысленная история Золушки, но и ее внешний вид. И в особенности трансформация из уличной проститутки в прекрасную леди. Образы Вивьен Уорд мгновенно стали руководством по стилю для модниц планеты. Сегодня наряды Вивьен — одни из самых цитируемых как на костюмированных вечеринках и в масс-маркете, так и на подиумах и красных дорожках. В чем же секрет такой популярности гардероба героини Джулии Робертс?
Фокус на самом деле прост. Художник по костюмам Мэрилин Вэнс, одевавшая героев многих культовых фильмов 1980-х («Беспечные времена в „Риджмонт Хай“», «Клуб „Завтрак“», «Милашка в розовом», «Крепкий орешек», «Дом у дороги»), намеренно отказалась от модных трендов 1990-х. Номинантка на премию «Оскар» и обладательница почетной награды Гильдии художников по костюмам собрала гардероб Вивьен, опираясь на отсылки к фильмам о Золушках из разных эпох, и тем самым сделала его актуальным на все времена.
Мэрилин Вэнс
Практически вся одежда для главных героев «Красотки» шилась с нуля. И тогда, и сейчас — это большая редкость для неисторических фильмов. Обычно в современных картинах художники по костюмам выступают больше как стилисты, а не как дизайнеры. Но Вэнс должна была беспроигрышно показать преображение героини и решила пойти ва-банк. Как видим, Мэрилин не прогадала и создала в итоге несколько бессмертных образов.
Первый бестселлер: укороченный топ и мини-юбка, соединенные кольцом на животе. Платье было создано дизайнером костюмов Мэрилин Вэнс, номинированным на премию BAFTA за лучший дизайн костюмов в 1990 году. По мере развития сюжета, каждый образ Вивиан становится проще и элегантнее. Мэрилин Вэнс сделала все, чтобы первое появление Вивьен навсегда врезалось в память зрителей.
По задумке Гарри Маршалла, Джулия должна была быть в туфлях на каблуках, но Мэрилин настояла на лаковых ботфортах, которые приметила в витрине культового магазина панковских аксессуаров NaNa на Кингс-роуд в Лондоне. Их доставили через океан по почте. Эти ботфорты позже так впечатлят газету The New York Times, что она назовет героиню Джулии Робертс «Золушкой в виниловых сапогах».
Платье-купальник
Что касается этого культового платья — художницу вдохновил слитный купальник от знаменитого дизайнера, изобретателя монокини Руди Гейнрайха. Такой купальник, по слухам самой Вэнс подарила мама еще в 1960-е. На самом деле таких платьев пришлось изготовить несколько, т.к. ткань была очень хрупкой и за все цеплялась.
Бижутерия
Дополнила образ многочисленная дешевая бижутерия в духе героини Мадонны из фильма «Отчаянно ищу Сьюзан» (1985), которая с учетом недавнего всплеска моды на 1980-е актуальна и сегодня. Как предполагает стереотип, профессия подразумевает привлечение внимания, для чего у Вивиан много открытой кожи и… украшений. Но посмотрите на её браслеты свежим взглядом — уж не опередила ли она свое время, предсказав один из сегодняшних устойчивых трендов:
Красный жакет
Он в сером из мира рацио, она в красном из мира чувств и эмоций: естественно, на Вивиан при этом дополнительные атрибуты её профессии: высокие лаковые ботфорты и ставшее сегодня легендарным мини платье.
И нельзя обойти внимением знаменитый платиновый парик. Хотя здесь все понятно - это маскировка героини, ибо на самом деле она совсем другая - свободная, эмоциональная и надеющаяся на большое чувство, о чем и свидетельствуют ее буйные кудри.
На красном жакете оверсайз в стиле фронтменов 1950-х настоял режиссер картины Гарри Маршалл. Он хотел, чтобы Вивьен носила вещь, которая словно перекочевала к ней с плеча экс-бойфренда.
Про белье
Черное кружево появляется в костюмах Вивиан несколько раз: на её «рабочем» белье и в качестве уже более дорогой версии белья для соблазнения все еще клиента, т.е. для любви за деньги.
Как подтверждение тому (и забегая вперед сюжета), стоит отношениям Вивиан и Эдварда перейти в стадию влюбленных, как ее белье моментально меняет окраску, символизируя, что теперь это чистые и искренние отношения, а не купля-продажа:
Халат
Хотя многие не считают халаты одеждой, трудно взглянуть на Вивиан в нем одном и не пересмотреть этот момент еще раз. Вивиан впервые видят в халате утром после ее первой ночи с Эдвардом. Она выглядела более естественно без тяжелой подводки для глаз, помады и короткого светловолосого парика. Халат нисколько не примечателен и позволяет ей хвастливо прогуливаться по пятизвездочному отелю. Она в нем на столько органична, как будто она сама заплатила за этот шикарный номер.
Ближе к концу фильма она надевает черный шелковый халат с цветочными принтами, сохраняя идеальный баланс между расслаблением и элегантностью.
Белая рубашка оверсайз
Именно этот наряд Вивиан до сих пор упоминают те, кто ищет «идеальную белую рубашку».
Хотя завязанная на талии рубашка, возможно, не для каждой женщины, но небрежно закатанные рукава и непринужденная открытая шея в этом наряде по-прежнему выглядят актуально и стильно даже 30 лет спустя. Вэнс понимала силу нюансов стилизации при передаче образа на экране: в сочетании с длинными волосами и мини-юбкой сказало все о беззаботном отношении персонажа.
Сногсшибательный эффект платья купальника укрощается лодочками вместо вызывающих ботфортов, а непутевый блейзер бывшего сменяется сорочкой путевого нынешнего. Настроение образа совсем другое, но мы еще далеки от полного преображения.
Pretty woman
Пожалуй, самая знаменитая сцена из «Красотки» — шопинг героини под песню «Pretty Woman».
А теперь вспомним, что здесь Джулии Робертс не больше двадцати пяти, а на улице 90-е. Согласитесь, что в этом контексте такой наряд выглядит… уж слишком солидным и взрослым. И все-таки художники по костюмам решили использовать его, и на это есть, как мне кажется, ни одна причина. Во-первых, тем сильнее выглядит контраст между «стало» и «было», полностью разрывается связь с уличной жизнью Вивиан.
Однако есть еще кое-что... Фасон платья миди с подплечниками может и смотрится несколько консервативно на молодой девушке, однако белый цвет здесь символизирует начало новой жизни героини. Более того, черно-белая гамма — отсылка к знаменитому образу еще одной современной Золушки, Элизы Дулиттл в исполнении Одри Хепберн из «Моей прекрасной леди». В том ансамбле бывшая цветочница также впервые обретает внешний статус светской дамы — элегантная красавица.
Согласитесь, что сложно не заметить по крайней мере «идейное» сходство. И очень легко предположить, что образами Элизы Дулитл вдохновлялись спустя десятилетия для преображения Вивиан.
Кстати, в недавней комедии «Ну разве не романтично?» Авторы использовали «Красотку» и ее наряды как квинтэссенцию всех ромкомовских штампов для полноватой архитекторши Натали (Ребел Уилсон). Бедняжка, очнувшись в больнице после нападения грабителя, понимает, что сама попала в голливудскую сказку для барышень. Поэтому в паре сцен на пышущей формами актрисе реплики знаменитых нарядов Вивиан, в том числе и культовый черно-белый ансамбль.
Маленькое черное платье
Маленькое черное платье из кружева, которое Вивьен для делового ужина помог подобрать менеджер отеля, должен вывести ее на новый уровень.
У Вэнс было золотое и чёрное кружево, под которое она пробовала разные ткани, и в результате остановилась на черной. «Также я сшила для платья болеро. И хотя на экране героиня его не носит, оно лежит на кресле».
Обилие черного кружева говорит об открытой сексуальности, что не сглаживают даже перчатки как символ принадлежности к высшему обществу. Однако, помятуя что Вивиен носит черное кружево "на работу" в этом платье она все еще не леди, скорее дорогая эскортница, куртизанка. Поэтому и её платье, и прическа отсылают к таким мотивам:
У платья декоративная деталь, настоящая костюмная находка, напоминающая ошейник - женщина на продажу не может быть свободной, кто-то всегда может дернуть за поводок. Плюс, никуда не деться от самых тривиальных ассоциаций с черным кружевом - фактически символом порочной любви и соблазна.
Знаменитое платье в горох
Мэрилин Вэнс понимала, что наряд для поло должен быть одновременно простым и элегантным. Лаконичное платье (без рукавов, со свободным корсажем и женственной широкой юбкой на резинке) дополняют аксессуары: широкий пояс из коричневой кожи Anna Klein, молочные туфли Chanel на «кошачьем каблуке» (маленьком тонком каблучке высотой до 5 см), белые перчатки, бело-коричневая сумка-седло и жемчужные серьги ручной работы.
Шелк в крупный горох Вэнс нашла в магазинчике «Шелковые и шерстяные ткани Beverley» в Западном Голливуде, торгующем хорошими винтажными тканями. Мэрилин в него просто влюбилась, но ткани было немного, и пришлось выбирать — либо делать платье длиною до щиколоток, как художница хотела изначально, либо до колена. «В первом случае образ мы бы дополнили балетками Chanel, во втором — туфлями Chanel на каблуках, плюс у нас оставалось еще немного ткани на отделку шляпы, — вспоминает Вэнс. — Естественно, Джулия захотела каблуки».
Платье необыкновенно идет Джулии, его теплый цвет молочного шоколада прекрасно гармонирует с ее рыжими волосами и карими глазами. Жемчужные серьги отлично сочетаются с горохом на платье. И вишенкой на торте здесь несомненно является изящная шляпка.
Благодаря этому образу женщины по всему миру увидели: чтобы выглядеть сногсшибательно, не обязательно надевать длинное вечернее платье с мехами и бриллиантами. «Никто из нас и подумать не мог, что этот наряд будет иметь такой эффект и его влияние на моду сохранится по сей день», — смеется Вэнс.
*Кстати, обратите внимание на рисунок на галстуке её спутника - змея, как символ соблазнения и обмана, Эдвард все еще корпоративный змей, поглощающий ради выгоды своих партнеров. А еще он создает для Вивиан мир иллюзии, которым, как она сама осознает, не суждено сбыться.
Лучшие друзья девушек — это бриллианты
Изысканное колье с рубинами и бриллиантами, которое Эдвард взял напрокат по особому случаю, действительно стоило 250 тыс. долларов, и поэтому во время съемок рядом с режиссером стоял вооруженный охранник. Забавно, что одна из самых знаменитых сцен фильма, в которой Эдвард преподносит Вивьен коробку с колье и быстро ее захлопывает, когда та протягивает к украшению руку, не была прописана в сценарии.
Это розыгрыш, предназначавшийся для молодой актрисы. Дело в том, что юная Джулия Робертс частенько приходила на съемочную площадку не выспавшейся после бесконечных ночных вечеринок. Сам режиссер вспоминает: «Я сказал: „Ричард, ты должен ее немного взбодрить, поэтому когда она приблизится к коробке, захлопни ее!“ Это была мягкая коробка, она ни в коем случае не поранила бы пальцы Джулии». В итоге этот дубль с искренней реакцией актрисы вошел в окончательный монтаж и, по признанию многих критиков, заставил весь мир влюбиться в новую голливудскую звезду.
Балл
По замыслу Мэрилин Вэнс это платье должно было стать современным вариантом наряда героини Одри Хепберн из «Моей прекрасной леди» в сцене бала. Также источником вдохновения Вэнс называет картину американского импрессиониста Джона Сингера Сарджента «Портрет мадам Икс».
От образа Элизы Дулиттл героине Джулии Робертс достались длинные атласные белые перчатки, а от прекрасной незнакомки — эффектный вырез в форме сердца.
И еще одно наблюдение, если мы снова сравним «красотку» Вивиан и Элизу-Одри Дулитл. Если вы помните, в истории последней тоже есть свой бал, во время которого она наиболее блистательна, на своем пике, ультра-эффектна. Однако для Элизы-Одри художники по костюмам выбрали светлый, фактически белый цвет и «обсыпали» кристаллами:
И эта разница в их «бальных платьях» демонстрирует радикальную разницу двух Золушек 20-го века. Метаморфозы Элизы были замешаны на интеллектуальном росте, не на эмоциях. И именно такой была природа отношений с ее «принцем» - она должна была стать чистой и совершенной, как бриллиант. А вот отношения Эдварда и Вивиан в первую очередь чувственные - она учит его прислушиваться к сердцу, к эмоциям, поэтому на пиковом моменте она не непогрешимый эталон, но воплощение тепла и чувственности.
Цвет платья
Красного платья могло и не быть, если бы режиссер Гэрри Маршалл и руководство студии настояли на своем. «Гэрри хотел черное платье. А я знала, что оно должно быть именно красным, поэтому боролась за свой вариант, — вспоминает Вэнс. — В итоге, перед тем как принять окончательное решение, мы создали три разных платья. Брали каждый цвет, освещали его и делали тестовые снимки с Джулией. Бедная Джулия! Сколько ей пришлось делать цветовых проб ради одного платья. Наконец, при правильном освещении я смогла найти нужный оттенок и убедила всех».
Подбор оттенка красного цвета для ткани платья, форма и глубина декольте, прическа - все было подобрано с учетом данных Джулии Робертс.
Фасон
Камнем преткновения был не только цвет, но и фасон. Маршалл хотел настоящее бальное платье. Вэнс была уверена, что это чересчур. Команда извела почти всю ткань на четыре варианта дизайна в поисках оптимального фасона — это и спасло наряд. Вместо того чтобы потратить много материи на турнюр (как предполагалось изначально), Вэнс пустила ткань на переднюю часть платья, что подчеркнуло талию актрисы.
«У Джулии неширокие плечи, и я учитывала это, когда придумывала вырез, который должен был подчеркивать линию шеи актрисы, — отмечает дизайнер. — Также к платью полагались ожерелье и высокая прическа. Каждая, даже самая маленькая деталь была чрезвычайно важна».
Красное платье после выхода фильма стало не менее культовым, чем рабочий костюм Вивьен, и до сих пор вдохновляет дизайнеров на создание светских образов. Примечательно, что Синди Кроуфорд, которая во времена «Красотки» была женой Ричарда Гира, пришла под руку с мужем на церемонию вручения премии «Оскар» в 1991 году в красном платье Versace, которое во многом напоминало платье Вивьен.
Трансформация пиджаков
В «Красотке» было 2 ключевых красных пиджака, изображающие то, как Джулия трансформировалась во время фильма. Первое, в чем мы видим ее, - это оверсайз в алом смокинге 80-х годов, который она носит с высокими лакированными сапогами, когда работает на улицах Голливуда.
Второй пиджак - часть более мягкого кэжуал костюма макового цвета. Это один из первых нарядов, которые Вивиан носит после своего «нового шоппинга», и представляет собой элегантный и мягкий крой, который, по ее мнению, ей необходимо носить сейчас.
Расставание
Лаконичный красный не вызывающий. И именно умение чувствовать (ну и любовь, конечно) отныне символизирует Вивиан в глазах Эдварда, и для сцены их прощания она снова надевает красный. Она была в красном, когда они встретились, и в красном же, когда расстаются. Костюмы как бы должны нам сказать, что несмотря на разницу в добрых несколько сотен в их стоимости, деньги не поменяли Вивиан, она все еще верна себе, своим чувствам:
Сдержанный стиль
Белая футболка, джинсы, уложенные, не дикие волосы, во всем читается сдержанность.
Вивьен встаёт на путь истинный, собирается в колледж и зарабатывать честным путем. Здесь нет украшений, даже нет макияжа. Хотя, когда смотришь фильм от начала до конца эти преображения остаются незаметными. Выглядят естественно, как само собой разумеющееся.
The blazer and jeans combo
«В конце фильма она действительно классная девушка, она хочет поступить в институт, сделать карьеру. Таким образом, она проходит полную дугу и носит темно-синий пиджак, джинсы и футболку », говорит Мерилин Вэнс
Классовое и гендерное неравенство проходят в фильме красной нитью, в том числе и посредством костюмов. Отлично об этом написали мои любимые американские модо-аналитики - прочитать из ревью о том, как светлый / бежевый символизирует высокий класс, в то время как пестро-яркий - удел класса рабочего. - тут либо надо расписать либо убрать.
На протяжении всего фильма мы видим, что излишествотв образах, яркие, броские цвета и обилие аксессуаров присуще низким слоям населения. Более спокойные Сдержанный цвета - носит высшее общество. Им не свойственна суетливость ни в поведении, ни в выборе одежды, ни интерьеров.
Финал
Мы рассмотрели вместе с вами преображение героини Вивиан на протяжении фильма, увидели как меняется образ с появлением настоящих чувств, тонкие отсылки автора костюмов и важность даже самых казалось мелких элементов в образе. Буду рада вашей обратной связи по разбору фильма «Красотка». Пишите в комментариях, по какой картине вы бы хотели увидеть разбор?