Найти тему
Елена Полукошко

ВСЯ ПРАВДА О «КРАСОТКЕ»: мода, актуальная спустя 30 лет

Оглавление

В 1990 году на экраны вышла «Красотка». Эта история любви между мечтательной проституткой и богатым бизнесменом, которая очаровала целое поколение и сделала Джулию Робертс новой сенсацией Голливуда.

На самом деле по задумке финал был очень мрачным. Оригинальная концовка фильма была довольно напряженной. Там подруга Вивиан — Кит — умирает от передозировки. А Эдвард и Вивиан не расстаются при весьма печальных обстоятельствах. Он выбрасывает ее из машины вместе с деньгами, которые заплатил ей за выходные.

-2

Когда фильм только вошел в производство, его сюжет был совсем не радужным. Рабочее называние фильма «3000 долларов» отражало сумму «договора» между главными героями, а Вивиан, вовсе, была наркоманкой, их отношения с Эдвардом были чисто транзакционные. Стал бы он бестселлером? Нам остаётся только догадываться. Когда Дисней выступил в качестве продюсеров, в сценарий были внесены кардинальные изменения. Как и практически все «продукты» Диснея фильм превратился в сказку. В красивую сказку, о современной Золушке, с концовкой которая пришлась публике к душе. Сценарий был переписан и выпущен дочерним лейблом Touchstone Pictures, посвященным взрослой тематике.

Красотка Робертс

Когда Дисней подхватил проект, Робертс пришлось пройти прослушивание на роль у нового режиссера Гарри Маршалла повторно. Она совсем не была его фавориткой на роль Вивиен ей было всего 21 и она была слишком молода. Роль предлагали другим актрисам, каждая из которых либо была занята, либо категорически отказалась от роли. Это были Мишель Пфайффер, Валерия Голино, Дэррил Ханна и восходящая звезда Мег Райан.

-3

Чтобы повторно получить свою роль, Робертс пришлось очень постараться. Маршалл отправил Джулию в Нью-Йорк, чтобы поговорить с Ричардом Гиром лично и попытаться убедить его. Во время беседы в офисе Ричарда зазвонил телефон это был Гарри, Ричард еще не принял решение, но, Джулия написала на стикере «пожалуйста, скажите да» и показала его Гиру. Видимо от такой настойчивости он, наконец, согласился.

О Гире

Что касается Гира — он, напротив, несколько раз отказывался от своей роли. Решение все-таки сниматься далось ему очень нелегко. Все вокруг понимали, что Гир идеально подходит для роли. Однако сам он не был солидарен с этим мнением. Он не был сильно впечатлен ролью Эдварда и понятия не имел, что фильм станет мировым хитом. Однажды в интервью он сказал: «Откуда вы знаете? Это был маленький глупый сценарий, и когда до меня дошло, то ролью был костюм. По сути, это было все равно надеть костюм на осла».

-4

Вы должны помнить, что до этого выдающаяся роль Гира была в «Американском жиголо», где ему довелось играть очаровательного мальчика по вызову из Лос-Анджелеса. После выхода картины он в одночасье превратился в секс-символ. Затем последовали «Офицер и Джентльмен», получившие шесть номинаций на премию Оскар. Гир, возможно, чувствовал себя слишком квалифицированным, чтобы сыграть прямолинейного мужчину в романтической комедии. Но сейчас, конечно, я очень сильно сомневаюсь, что он об этом пожалел.

Ричарда Гира в «Красотке» опередила длинная очередь актеров. Альберту Бруксу и Сильвестру Сталлоне предложили роль Эдварда, но обе звезды отказались. Маршалл также рассматривал Дэниела Дэй-Льюиса, Кевина Клайна и Дензела Вашингтона. Прослушивался даже Джон Траволта. Зная все это, становится понятно, что продюсеры и режиссер Гарри Маршалл не имели четкого представления о том, чего они хотят от Эдварда — в список актеров, приглашенных на кинопробы, входил Чарльз Гродин, известный игрой саркастичных интеллектуалов, и знаменитый напряженный Аль Пачино. А в конечном роль досталась добродушному, но искушенному Ричарду Гиру.

Богатые и знаменитые

Премьера «Красотки» состоялась 23 марта 1990 года, и с тех пор мир перестал быть прежним. А Джулия Робертс и Ричард Гир проснулись знаменитыми. Начинающая актриса получила статус звезды, а у Гира начался ренессанс карьеры. Фурор произвели не только переосмысленная история Золушки, но и ее внешний вид. И в особенности трансформация из уличной проститутки в прекрасную леди. Образы Вивьен Уорд мгновенно стали руководством по стилю для модниц планеты. Сегодня наряды Вивьен — одни из самых цитируемых как на костюмированных вечеринках и в масс-маркете, так и на подиумах и красных дорожках. В чем же секрет такой популярности гардероба героини Джулии Робертс?

Фокус на самом деле прост. Художник по костюмам Мэрилин Вэнс, одевавшая героев многих культовых фильмов 1980-х («Беспечные времена в „Риджмонт Хай“», «Клуб „Завтрак“», «Милашка в розовом», «Крепкий орешек», «Дом у дороги»), намеренно отказалась от модных трендов 1990-х. Номинантка на премию «Оскар» и обладательница почетной награды Гильдии художников по костюмам собрала гардероб Вивьен, опираясь на отсылки к фильмам о Золушках из разных эпох, и тем самым сделала его актуальным на все времена.

-5

Мэрилин Вэнс

Практически вся одежда для главных героев «Красотки» шилась с нуля. И тогда, и сейчас — это большая редкость для неисторических фильмов. Обычно в современных картинах художники по костюмам выступают больше как стилисты, а не как дизайнеры. Но Вэнс должна была беспроигрышно показать преображение героини и решила пойти ва-банк. Как видим, Мэрилин не прогадала и создала в итоге несколько бессмертных образов.

-6

Первый бестселлер: укороченный топ и мини-юбка, соединенные кольцом на животе. Платье было создано дизайнером костюмов Мэрилин Вэнс, номинированным на премию BAFTA за лучший дизайн костюмов в 1990 году. По мере развития сюжета, каждый образ Вивиан становится проще и элегантнее. Мэрилин Вэнс сделала все, чтобы первое появление Вивьен навсегда врезалось в память зрителей.

-7

По задумке Гарри Маршалла, Джулия должна была быть в туфлях на каблуках, но Мэрилин настояла на лаковых ботфортах, которые приметила в витрине культового магазина панковских аксессуаров NaNa на Кингс-роуд в Лондоне. Их доставили через океан по почте. Эти ботфорты позже так впечатлят газету The New York Times, что она назовет героиню Джулии Робертс «Золушкой в виниловых сапогах».

Платье-купальник

Что касается этого культового платья — художницу вдохновил слитный купальник от знаменитого дизайнера, изобретателя монокини Руди Гейнрайха. Такой купальник, по слухам самой Вэнс подарила мама еще в 1960-е. На самом деле таких платьев пришлось изготовить несколько, т.к. ткань была очень хрупкой и за все цеплялась.

-8

Бижутерия

Дополнила образ многочисленная дешевая бижутерия в духе героини Мадонны из фильма «Отчаянно ищу Сьюзан» (1985), которая с учетом недавнего всплеска моды на 1980-е актуальна и сегодня. Как предполагает стереотип, профессия подразумевает привлечение внимания, для чего у Вивиан много открытой кожи и… украшений. Но посмотрите на её браслеты свежим взглядом — уж не опередила ли она свое время, предсказав один из сегодняшних устойчивых трендов:

-9

Красный жакет

Он в сером из мира рацио, она в красном из мира чувств и эмоций: естественно, на Вивиан при этом дополнительные атрибуты её профессии: высокие лаковые ботфорты и ставшее сегодня легендарным мини платье.

-10

И нельзя обойти внимением знаменитый платиновый парик. Хотя здесь все понятно - это маскировка героини, ибо на самом деле она совсем другая - свободная, эмоциональная и надеющаяся на большое чувство, о чем и свидетельствуют ее буйные кудри.

На красном жакете оверсайз в стиле фронтменов 1950-х настоял режиссер картины Гарри Маршалл. Он хотел, чтобы Вивьен носила вещь, которая словно перекочевала к ней с плеча экс-бойфренда.

Про белье

Черное кружево появляется в костюмах Вивиан несколько раз: на её «рабочем» белье и в качестве уже более дорогой версии белья для соблазнения все еще клиента, т.е. для любви за деньги.

-11

Как подтверждение тому (и забегая вперед сюжета), стоит отношениям Вивиан и Эдварда перейти в стадию влюбленных, как ее белье моментально меняет окраску, символизируя, что теперь это чистые и искренние отношения, а не купля-продажа:

-12

Халат

Хотя многие не считают халаты одеждой, трудно взглянуть на Вивиан в нем одном и не пересмотреть этот момент еще раз. Вивиан впервые видят в халате утром после ее первой ночи с Эдвардом. Она выглядела более естественно без тяжелой подводки для глаз, помады и короткого светловолосого парика. Халат нисколько не примечателен и позволяет ей хвастливо прогуливаться по пятизвездочному отелю. Она в нем на столько органична, как будто она сама заплатила за этот шикарный номер.

Ближе к концу фильма она надевает черный шелковый халат с цветочными принтами, сохраняя идеальный баланс между расслаблением и элегантностью.

-13

Белая рубашка оверсайз

Именно этот наряд Вивиан до сих пор упоминают те, кто ищет «идеальную белую рубашку».

-14

Хотя завязанная на талии рубашка, возможно, не для каждой женщины, но небрежно закатанные рукава и непринужденная открытая шея в этом наряде по-прежнему выглядят актуально и стильно даже 30 лет спустя. Вэнс понимала силу нюансов стилизации при передаче образа на экране: в сочетании с длинными волосами и мини-юбкой сказало все о беззаботном отношении персонажа.

Сногсшибательный эффект платья купальника укрощается лодочками вместо вызывающих ботфортов, а непутевый блейзер бывшего сменяется сорочкой путевого нынешнего. Настроение образа совсем другое, но мы еще далеки от полного преображения.

-15

Pretty woman

Пожалуй, самая знаменитая сцена из «Красотки» — шопинг героини под песню «Pretty Woman».

-16

А теперь вспомним, что здесь Джулии Робертс не больше двадцати пяти, а на улице 90-е. Согласитесь, что в этом контексте такой наряд выглядит… уж слишком солидным и взрослым. И все-таки художники по костюмам решили использовать его, и на это есть, как мне кажется, ни одна причина. Во-первых, тем сильнее выглядит контраст между «стало» и «было», полностью разрывается связь с уличной жизнью Вивиан.

Однако есть еще кое-что... Фасон платья миди с подплечниками может и смотрится несколько консервативно на молодой девушке, однако белый цвет здесь символизирует начало новой жизни героини. Более того, черно-белая гамма — отсылка к знаменитому образу еще одной современной Золушки, Элизы Дулиттл в исполнении Одри Хепберн из «Моей прекрасной леди». В том ансамбле бывшая цветочница также впервые обретает внешний статус светской дамы — элегантная красавица.

Согласитесь, что сложно не заметить по крайней мере «идейное» сходство. И очень легко предположить, что образами Элизы Дулитл вдохновлялись спустя десятилетия для преображения Вивиан.

-17

Кстати, в недавней комедии «Ну разве не романтично?» Авторы использовали «Красотку» и ее наряды как квинтэссенцию всех ромкомовских штампов для полноватой архитекторши Натали (Ребел Уилсон). Бедняжка, очнувшись в больнице после нападения грабителя, понимает, что сама попала в голливудскую сказку для барышень. Поэтому в паре сцен на пышущей формами актрисе реплики знаменитых нарядов Вивиан, в том числе и культовый черно-белый ансамбль.

-18

Маленькое черное платье

Маленькое черное платье из кружева, которое Вивьен для делового ужина помог подобрать менеджер отеля, должен вывести ее на новый уровень.

-19

У Вэнс было золотое и чёрное кружево, под которое она пробовала разные ткани, и в результате остановилась на черной. «Также я сшила для платья болеро. И хотя на экране героиня его не носит, оно лежит на кресле».

Обилие черного кружева говорит об открытой сексуальности, что не сглаживают даже перчатки как символ принадлежности к высшему обществу. Однако, помятуя что Вивиен носит черное кружево "на работу" в этом платье она все еще не леди, скорее дорогая эскортница, куртизанка. Поэтому и её платье, и прическа отсылают к таким мотивам:

У платья декоративная деталь, настоящая костюмная находка, напоминающая ошейник - женщина на продажу не может быть свободной, кто-то всегда может дернуть за поводок. Плюс, никуда не деться от самых тривиальных ассоциаций с черным кружевом - фактически символом порочной любви и соблазна.

Знаменитое платье в горох

Мэрилин Вэнс понимала, что наряд для поло должен быть одновременно простым и элегантным. Лаконичное платье (без рукавов, со свободным корсажем и женственной широкой юбкой на резинке) дополняют аксессуары: широкий пояс из коричневой кожи Anna Klein, молочные туфли Chanel на «кошачьем каблуке» (маленьком тонком каблучке высотой до 5 см), белые перчатки, бело-коричневая сумка-седло и жемчужные серьги ручной работы.

-20

Шелк в крупный горох Вэнс нашла в магазинчике «Шелковые и шерстяные ткани Beverley» в Западном Голливуде, торгующем хорошими винтажными тканями. Мэрилин в него просто влюбилась, но ткани было немного, и пришлось выбирать — либо делать платье длиною до щиколоток, как художница хотела изначально, либо до колена. «В первом случае образ мы бы дополнили балетками Chanel, во втором — туфлями Chanel на каблуках, плюс у нас оставалось еще немного ткани на отделку шляпы, — вспоминает Вэнс. — Естественно, Джулия захотела каблуки».

Платье необыкновенно идет Джулии, его теплый цвет молочного шоколада прекрасно гармонирует с ее рыжими волосами и карими глазами. Жемчужные серьги отлично сочетаются с горохом на платье. И вишенкой на торте здесь несомненно является изящная шляпка.

-21

Благодаря этому образу женщины по всему миру увидели: чтобы выглядеть сногсшибательно, не обязательно надевать длинное вечернее платье с мехами и бриллиантами. «Никто из нас и подумать не мог, что этот наряд будет иметь такой эффект и его влияние на моду сохранится по сей день», — смеется Вэнс.

*Кстати, обратите внимание на рисунок на галстуке её спутника - змея, как символ соблазнения и обмана, Эдвард все еще корпоративный змей, поглощающий ради выгоды своих партнеров. А еще он создает для Вивиан мир иллюзии, которым, как она сама осознает, не суждено сбыться.

-22

Лучшие друзья девушек — это бриллианты

Изысканное колье с рубинами и бриллиантами, которое Эдвард взял напрокат по особому случаю, действительно стоило 250 тыс. долларов, и поэтому во время съемок рядом с режиссером стоял вооруженный охранник. Забавно, что одна из самых знаменитых сцен фильма, в которой Эдвард преподносит Вивьен коробку с колье и быстро ее захлопывает, когда та протягивает к украшению руку, не была прописана в сценарии.

-23

Это розыгрыш, предназначавшийся для молодой актрисы. Дело в том, что юная Джулия Робертс частенько приходила на съемочную площадку не выспавшейся после бесконечных ночных вечеринок. Сам режиссер вспоминает: «Я сказал: „Ричард, ты должен ее немного взбодрить, поэтому когда она приблизится к коробке, захлопни ее!“ Это была мягкая коробка, она ни в коем случае не поранила бы пальцы Джулии». В итоге этот дубль с искренней реакцией актрисы вошел в окончательный монтаж и, по признанию многих критиков, заставил весь мир влюбиться в новую голливудскую звезду.

Балл

По замыслу Мэрилин Вэнс это платье должно было стать современным вариантом наряда героини Одри Хепберн из «Моей прекрасной леди» в сцене бала. Также источником вдохновения Вэнс называет картину американского импрессиониста Джона Сингера Сарджента «Портрет мадам Икс».

-24

От образа Элизы Дулиттл героине Джулии Робертс достались длинные атласные белые перчатки, а от прекрасной незнакомки — эффектный вырез в форме сердца.

И еще одно наблюдение, если мы снова сравним «красотку» Вивиан и Элизу-Одри Дулитл. Если вы помните, в истории последней тоже есть свой бал, во время которого она наиболее блистательна, на своем пике, ультра-эффектна. Однако для Элизы-Одри художники по костюмам выбрали светлый, фактически белый цвет и «обсыпали» кристаллами:

-25

И эта разница в их «бальных платьях» демонстрирует радикальную разницу двух Золушек 20-го века. Метаморфозы Элизы были замешаны на интеллектуальном росте, не на эмоциях. И именно такой была природа отношений с ее «принцем» - она должна была стать чистой и совершенной, как бриллиант. А вот отношения Эдварда и Вивиан в первую очередь чувственные - она учит его прислушиваться к сердцу, к эмоциям, поэтому на пиковом моменте она не непогрешимый эталон, но воплощение тепла и чувственности.

Цвет платья

Красного платья могло и не быть, если бы режиссер Гэрри Маршалл и руководство студии настояли на своем. «Гэрри хотел черное платье. А я знала, что оно должно быть именно красным, поэтому боролась за свой вариант, — вспоминает Вэнс. — В итоге, перед тем как принять окончательное решение, мы создали три разных платья. Брали каждый цвет, освещали его и делали тестовые снимки с Джулией. Бедная Джулия! Сколько ей пришлось делать цветовых проб ради одного платья. Наконец, при правильном освещении я смогла найти нужный оттенок и убедила всех».

-26

Подбор оттенка красного цвета для ткани платья, форма и глубина декольте, прическа - все было подобрано с учетом данных Джулии Робертс.

Фасон

Камнем преткновения был не только цвет, но и фасон. Маршалл хотел настоящее бальное платье. Вэнс была уверена, что это чересчур. Команда извела почти всю ткань на четыре варианта дизайна в поисках оптимального фасона — это и спасло наряд. Вместо того чтобы потратить много материи на турнюр (как предполагалось изначально), Вэнс пустила ткань на переднюю часть платья, что подчеркнуло талию актрисы.

-27

«У Джулии неширокие плечи, и я учитывала это, когда придумывала вырез, который должен был подчеркивать линию шеи актрисы, — отмечает дизайнер. — Также к платью полагались ожерелье и высокая прическа. Каждая, даже самая маленькая деталь была чрезвычайно важна».

Красное платье после выхода фильма стало не менее культовым, чем рабочий костюм Вивьен, и до сих пор вдохновляет дизайнеров на создание светских образов. Примечательно, что Синди Кроуфорд, которая во времена «Красотки» была женой Ричарда Гира, пришла под руку с мужем на церемонию вручения премии «Оскар» в 1991 году в красном платье Versace, которое во многом напоминало платье Вивьен.

-28

Трансформация пиджаков

В «Красотке» было 2 ключевых красных пиджака, изображающие то, как Джулия трансформировалась во время фильма. Первое, в чем мы видим ее, - это оверсайз в алом смокинге 80-х годов, который она носит с высокими лакированными сапогами, когда работает на улицах Голливуда.

Второй пиджак - часть более мягкого кэжуал костюма макового цвета. Это один из первых нарядов, которые Вивиан носит после своего «нового шоппинга», и представляет собой элегантный и мягкий крой, который, по ее мнению, ей необходимо носить сейчас.

-29

Расставание

Лаконичный красный не вызывающий. И именно умение чувствовать (ну и любовь, конечно) отныне символизирует Вивиан в глазах Эдварда, и для сцены их прощания она снова надевает красный. Она была в красном, когда они встретились, и в красном же, когда расстаются. Костюмы как бы должны нам сказать, что несмотря на разницу в добрых несколько сотен в их стоимости, деньги не поменяли Вивиан, она все еще верна себе, своим чувствам:

-30

Сдержанный стиль

Белая футболка, джинсы, уложенные, не дикие волосы, во всем читается сдержанность.

Вивьен встаёт на путь истинный, собирается в колледж и зарабатывать честным путем. Здесь нет украшений, даже нет макияжа. Хотя, когда смотришь фильм от начала до конца эти преображения остаются незаметными. Выглядят естественно, как само собой разумеющееся.

-31

The blazer and jeans combo

«В конце фильма она действительно классная девушка, она хочет поступить в институт, сделать карьеру. Таким образом, она проходит полную дугу и носит темно-синий пиджак, джинсы и футболку », говорит Мерилин Вэнс

Классовое и гендерное неравенство проходят в фильме красной нитью, в том числе и посредством костюмов. Отлично об этом написали мои любимые американские модо-аналитики - прочитать из ревью о том, как светлый / бежевый символизирует высокий класс, в то время как пестро-яркий - удел класса рабочего. - тут либо надо расписать либо убрать.

На протяжении всего фильма мы видим, что излишествотв образах, яркие, броские цвета и обилие аксессуаров присуще низким слоям населения. Более спокойные Сдержанный цвета - носит высшее общество. Им не свойственна суетливость ни в поведении, ни в выборе одежды, ни интерьеров.

Финал

Мы рассмотрели вместе с вами преображение героини Вивиан на протяжении фильма, увидели как меняется образ с появлением настоящих чувств, тонкие отсылки автора костюмов и важность даже самых казалось мелких элементов в образе. Буду рада вашей обратной связи по разбору фильма «Красотка». Пишите в комментариях, по какой картине вы бы хотели увидеть разбор?