Найти тему

80 годы ХХ века. БелАЗ–540 с механическим переключателем передач

Фото автора. БелАЗ–540. С электрическим подъёмом кузова.
Фото автора. БелАЗ–540. С электрическим подъёмом кузова.

Начинать всегда трудно. Всё познаётся в сравнении. А сравнивать хочется с лучшими. Попав в экипаж к водителям которые хотели и умели работать, автор старался понять как они добиваются такого успеха. Очень сильно помогал бортовой журнал машины. Нет! Он не был предписан инструкцией. Это делали водители сами и по желанию, желательно, что бы эта тетрадь не попадала в чужие руки. Записи только для своих. Машина БелАЗ–540 №44 имела мало сходов с линии. Когда появлялось время автор изучал записи этого журнала. Это обычно было в процессе работы. Всегда бывали не большие простои, зачистка подъезда к экскаватору, Переключение экскаватора, это когда не хватает питающего кабеля. В этот момент приезжают электрики и переносят трансформатор ближе к забою. Журнал, это громко сказано, была обыкновенная школьная общая тетрадь. Супруга дала верное направление. Когда подъехал к "Точковке" молча высыпал на стол две горсти семечек. Ни чего не говорил, тем более не просил. Попал под другой экскаватор, и машины под этим экскаватором были другие. Началась работа. Успевай только вертеться. Именно здесь научился опускать кузов на ходу, иначе обгонят. С подъёмом и опусканием кузова были проблемы, и проблемы серьёзные. Механический рычаг подъёма кузова располагался вне видимости водителя. Чтобы дотянуться до рычага, нужно было протянуть правую руку назад, нащупать рычаг и включить подъём или опускание. После опускания, нужно поставить рычаг в нейтральное положение. Всё делалось машинально, самого рычага водитель не видел. В этот момент, этой же правой рукой нужно было переключать передачи. Рычаг переключения напоминал рычаг на ГАЗ–21 только немного побольше.

zinref.ru. Фото с Яндекса. А, механический переключатель.  Б, электрический.
zinref.ru. Фото с Яндекса. А, механический переключатель. Б, электрический.

Если не угадал, то кузов самопроизвольно может пойти вверх. Водители пытались с этим бороться, приваривали на козырёк сигнализатор. Но только лично автору он помогал мало. Это как на рыбалке, когда в миг исчезает поплавок. Кажется был, начинаешь искать, только потом догадываешься что это хорошая поклёвка. Иногда даже и удилище уплывает вместе с поплавком. У автора после того, как кузов на ходу пошёл вверх, спасибо встречным водителям вовремя предупредили. Повезло провода не успел собрать, просто не успел до них доехать. Возникала даже мысль привязать верёвку к козырьку и к уху. Пойдёт кузов на подъём и потаскает водителя за уши. Но до этого не дошло, просто усилил контроль за рычагом подъёма кузова.

drive2.ru. Фото с Яндекса. Ремонт.
drive2.ru. Фото с Яндекса. Ремонт.

С переключением передач тоже были проблемы. Загрузился и поехал, не большой участок ровной дороги, и только потом начинается серпантин. По ровной дороге идёшь на второй, а иногда и на третьей передаче, в зависимости от протяжённости участка, на этой передаче и заходишь на подъём. Затем нужно быстро переключиться. В этот момент нога ищет педаль сцепления, а её на БелАЗе нет. Вместо педали сцепления стоит педаль тормоза. Всё время боялся включить две передачи. После сказали старшие товарищи, что на БелАЗе сделать это не возможно. Страх пропал, начало получаться быстрое переключение. План выполнил и даже перевыполнил. Но только приблизился к результатам других водителей экипажа. Вот так получилось в ночную смену на вскрышных работах в карьере "Сытыканский". Парни с первого экипажа БелАЗ–548 тоже работали на других машинах. Скажу прямо работали хорошо. Но вместе мы больше не работали. Так получилось.

Фото автора. Цветы у дома.
Фото автора. Цветы у дома.

Радуют своей красотой и запахом цветы у дома. Спасибо за внимание!