Взаимоотношения богов и людей очень часто приводят к гибели последних. Причины могут быть самые разные. Далеко не всегда рассказчик знает, что явилось причиной гибели современников, а тем более если речь идёт о далёком прошлом. Ведь мифы длительное время существовали в устной традиции, а, будучи записанными, затем многократно корректировались редакторами. Тантал, сын Зевса, был приговорён к голодной смерти за то, что рассказывал тайны богов смертным. Постоянный участник застольных трапез и пиров на своём печальном опыте постиг, что значит быть лишённым самого необходимого. Месть богов настигла утратившего доверие бессмертных. Трагической участи не избежали и его внуки. Семь сыновей и семь дочерей Ниобы, дочери Тантала, были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой. Почти все мифографы согласно говорят, что внуки Тантала погибли вследствие гнева богини Лето, вызванного словами Ниобы, что она родила четырнадцать детей в то время как Лето всего лишь двоих... От стрел близнецов погиб и Амфион, муж Ниобы. Несчастная мать от горя превратилась в камень. Почему месть по столь незначительному поводу приводит к таким трагическим последствиям? Почему Аполлон и Артемида, сын и дочь Зевса, убивают правнуков Зевса, а сам владыка богов равнодушно взирает на вражду и гибель своих потомков? Античные авторы называют разное количество детей, рождённых Ниобой, некоторые мифографы говорят о том, что Аполлон и Артемида оставили в живых одну девочку и одного мальчика, но суть от этого не меняется: невинные дети гибнут от неосторожных слов своей матери. Но может ли быть поводом для убийства обида одной матери, вызванной словами другой матери, гордящейся своими детьми? Статус богини Лето намного выше статуса смертной женщины, почему же богиню ранят эти слова? В чём тут дело? Рассмотрим дело об убийстве детей Ниобы.
Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга III:
"Зет женился на Фиве, по имени которой и сам город стал называться Фивами. Его брат Амфион женился на Ниобе, дочери Тантала, которая родила ему семь сыновей — Сипила, Эвпинита, Исмена, Дамасихтона, Агенора, Федима и Тантала и столько же дочерей — Этодайю (другие называют ее Неэрой), Клеодоксу, Астиоху, Фтию, Пелопию, Астикратию и Огигию. Гесиод же говорит о десяти сыновьях и десяти дочерях, а Геродор — о двух детях мужского пола и трех женского. Гомер же сообщает, что у них родились шесть сыновей и шесть дочерей. Будучи многодетной матерью, Ниоба стала говорить, что она плодовитее богини Лето, и та, воспылав гневом, направила Аполлона и Артемиду против детей Ниобы. Артемида выстрелами из лука умертвила всех дочерей Ниобы в ее собственном доме; сыновей же, которые охотились на склонах горы Киферона, убил Аполлон. Из юношей спасся только Амфион, а из девушек — старшая Хлорида, которая потом стала женой Нелея. Но согласно Телесилле, спаслись Амикл и Мелибея. От стрел богов пал и сам Амфион. Ниоба же, оставив Фивы, пришла к своему отцу Танталу в Сипил и там, взмолившись богам, превратилась в камень: и камень этот струит слезы днем и ночью".
Если понимать миф прямо без иносказаний, то убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой за обиду своей матери поражает прежде всего несоответствием размером нанесённого ущерба. И действительно, как бы ни были болезненны душевные терзания Лето, нанесённые ей неосторожными словами Ниобы, их ни в коей мере нельзя сравнить с лишением жизни несчастных детей многодетной матери. Дети в любом случае невиновны. Да и как может богиня обижаться на слова смертной женщины! Она могла бы просто не услышать слов Ниобы. Дети Лето - вечные боги, питающиеся нектаром и амброзией, как гласят мифы, они живут в мире, недоступном пониманию земных людей, что для них дети Ниобы - смертные люди пусть даже и знатного рода. Боги, обижающиеся на людей? Что это за боги! Но боги, мстящие людям, вовсе даже не боги, а завистливые, мстительные и мелочные существа. Именно поэтому обида не может быть причиной мести Лето. Если она богиня...
Мужем Ниобы был Амфион, сын Антиопы. И вот краткая история его жизни по Аполлодору. "У Никтея была дочь Антиопа, с которой сошелся Зевс. Когда она забеременела, отец стал ей угрожать наказанием. Тогда Антиопа бежала в Сикион к Эпопею и вышла за него замуж. Никтей, охваченный тоской по дочери, покончил с собой, поручив перед смертью Лику, чтобы тот наказал Антиопу и Эпопея. Лик отправился походом на Сикион и покорил его. Эпопея он убил, а Антиопу захватил в плен и увел. В пути Антиопа родила двух сыновей — это произошло в Элевтерах в Беотии. Дети были брошены, и их нашел пастух, который стал их воспитывать, назвав одного Зетом, другого Амфионом". Лик держал Антиопу в заточении и жестоко обращался с ней, как и его жена Дирка. Когда близнецы выросли, они изгнали из Фив Лаия и, захватив власть в городе, укрепили его стены.
Если не принимать на веру слова мифографа обо отцовстве Зевса, то можно допустить, что отцом мальчика был Эпопей. Ведь именно к нему бежит беременная Антиопа. А после убийства мужа "дети были брошены"... И трудно понять, кто совершил это преступление - сама Антиопа или Лик? Даже они знали, что Зевс к зачатию близнецов не имел никакого отношения. "Отцовство" Зевса - это миф, сочинённый наивными людьми. В любом случае воспитание детей не входит в его должностные обязанности. Легко быть богом, но трудно быть отцом. Если бы Зевс был отцом, то Никтею следовало бы гордиться внуками, а не угрожать своей дочери. Брошенные близнецы - это незаконнорождённые дети. Кажется, дедушка и богом Зевса не считает... Наивным Никтей точно не был и кем называют мужчин, не желающих нести ответственность за воспитание своих детей, он знал.
Уже став правителем Фив, Амфион женился на Ниобе, которая и родила ему четырнадцать (!) детей. Столь многочисленное потомство объясняется, видимо, тем, что Ниоба рождала близнецов. Разумеется многодетная мать имеет полное право гордиться своими детьми. По мнению мифографа это и вызвало гнев Лето. Но настоящей причиной гибели детей Ниобы являются вовсе не обида, зависть или гнев Лето. Как ни банально это звучит, но настоящей причиной убийства во все времена чаще всего являются стремление к наживе, корысть и жадность. Если внимательно прочесть всех авторов на эту тему, то эта версия несомненно подтвердится.
Конфликт между Амфионом и Аполлоном - это спор между Дельфами (Фокида) и Фивами (Беотия): должны ли жители последней совершать жертвоприношения в Дельфийском храме. В этом заинтересованы Лето, Аполлон, Артемида и жрецы храма, но не желают Амфион и Ниоба - правители Фив. Свершая жертвоприношения в этом храме, жители Фив обязаны делать подношения жрецам. Вот что можно прочесть у Публия Овидия Назона в "Метаморфозах", книга шестая, 155-164:
"Счастливейшей матерью можно
Было б Ниобу назвать, коль себя не сочла б таковою
Как-то Тиресия дочь, владевшая даром прозренья,
Манто, по улицам шла и, божественной движима силой,
Провозглашала: «Толпой, Исмениды, ступайте, несите
160 Ладан Латоне скорей и обоим, Латоной рожденным,
С благочестивой мольбой! Вплетите в волосы лавры!
Ибо Латона сама моими глаголет устами!»
Внемлют ей дочери Фив, чело украшают листвою
И на священный алтарь моленья приносят и ладан".
О чём здесь идёт речь? Дельфы расположены на границе Фокиды и Беотии. Жрецы Дельфийского храма решают увеличить свои доходы (расширить налогооблагаемую базу) за счёт жителей соседней области. Дочь фиванского прорицателя Тиресия предлагает фиванцам совершать жертвоприношения не в своём городе (что было бы естественно), а в чужом (что явно выдаёт её заинтересованность в этом деле). Жрецы Дельфийского храма действуют через своих доверенных лиц - Тиресия и его дочь Манто ("Ибо Латона сама моими глаголет устами!"). Такой корыстный интерес не может понравиться жене правителя Фив Амфиона Ниобе:
"«Что за безумье? — кричит, — предпочесть понаслышке известных —
Зримым воочью богам? Почему алтарями Латону
Чтут, а мое божество — без курений?".
("Метаморфозы", книга шестая, 170-172)
И далее она с гордостью перечисляет свой знаменитый род - от деда Зевса, отца Тантала до всех своих детей и заканчивает обращением к гражданам Фив:
"Не понимаю, как вы порожденную Кеем-титаном
Смеете мне предпочесть — Латону, которой для ро́дов
Даже великой землей в ничтожном отказано месте.
Небо, земля и вода — все вашу отвергло богиню".
("Метаморфозы", книга шестая, 185-188)
Доходы жрецов - это в значительной степени и доходы города. Ниобе не нравится, что жители Фив будут совершать (а некоторые уже и совершают) жертвоприношения в Дельфах. Её обращение к гражданам Фив приносить жертвоприношения в своём родном городе сократит доходы жрецов в Дельфах. Это целесообразная политика любого разумного правителя, заботящегося о своём городе. Но именно она и стала причиной гнева Латоны и вызвала желание расправиться с конкурентами. Удар решено нанести в самое уязвимое место - будущих наследников. Вряд ли в расправе участвовал один Аполлон. Жрецы Дельф послали отряд лучников, которые и расстреляли юношей во время охоты. Ни один из сыновей Ниобы не успевает применить оружие! У некоторых остриё стрелы выходит из горла - наглядное свидетельство, что нападение было сзади. О каком тут сопротивлении могла идти речь! Девушки были убиты в доме и невероятно, что их расстреляла из лука Артемида. Лук - оружие дальнего боя и в жилом помещении его никто не применяет. Скорее всего и здесь убийца был не один и действовали они ножами. Несчастная мать, утратившая всех детей за один день, в буквальном смысле была убита горем. Погиб и Амфион, предпринявший попытку отомстить Аполлону. Потрясённые убийством правителя и его детей, жители в течение девяти дней (!) не хоронили мёртвых. Вот как описывает Гомер в "Илиаде", 24, 609-612: "Двое сии у гордившейся матери всех погубили.
Девять дней валялися трупы; и не было мужа
Гробу предать их: в камень людей превратил громовержец.
Мертвых в десятый день погребли милосердые боги".
(Пер. Гнедича)
Страх и ужас (φόβος) внушает Лучезарный (Φοῖβος) Аполлон людям. По городу распространялся трупный запах, жителям Фив был вынесен ультиматум: хоронить детей горожане смогут только после жертвоприношения в Дельфах. После гибели Амфиона они не могут рассчитывать на его защиту. На милосердие богов фиванцы могут надеяться только после того как принесут жертвы служителям Дельфийского оракула.