В фильме «Судьба резидента» есть очень любопытная сцена.
Сын эмигранта и перевербованный КГБ иностранный шпион Тульев (Георгий Жжёнов) впервые в жизни приезжает в Ленинград. Его сопровождает агент госбезопасности Синицын (Михаил Ножкин).
Смотря на памятник императору Николаю I Тульев, продолжая разговор о годах Великой Отечественной войны, спрашивает у Синицына:
- И этот памятник самодержцу всероссийскому от бомбёжек тоже укрывали?
- Укрывали. Спасали всё, что можно… только не себя.
- Враг номер один…
- Ты о чём?
- Там, откуда я прибыл, всё это вместе взятое называется «враг номер один».
То есть для Запада врагом был не коммунизм, а сама Россия, вне зависимости от того, кто ей управляет. А коммунисты, которые раньше сами уничтожали русские памятники, превратились в их защитников.
Таким образом противостояние западной разведке в «Судьбе резидента» предстаёт не как часть борьбы с капсистемой, а как защита исторической России. По крайней мере, это так для Тульева. Иначе бы он не перешёл на сторону СССР.
Это не очень типичный подход для советской культуры, где всё-таки на первый план всегда выдвигалась идеология: они плохие, потому что капиталисты, а мы хорошие, потому что коммунисты. А правда в том, что мы хорошие, потому что это мы. И интересы своей страны надо отстаивать вне зависимости от партийной принадлежности.