В 1943 году Италия, бывшая союзницей фашистской Германии, признала свое поражение и вышла из II Мировой войны. А проигравшая страна, как известно, должна возмещать победителям нанесённый ею ущерб. У итальянцев, между тем, имелся достаточно мощный флот, который и решили поделить между собой победители. Но в целом II Мировая война ещё продолжала полыхать. И тогда наши союзники (Англия и США) решили не откладывать вопрос в долгий дипломатический ящик, а на время передать Советскому Союзу свои корабли, вроде как взамен итальянских. Называлось это «расплатой в счёт репараций», и делёжке подлежали и эсминцы, и подлодки, и минные тральщики, торпедные катера и морские охотники.
Эсминцы у итальянцев по праву считались одними из лучших в Европе. Но были у итальянцев и неплохие линкоры, которых справедливо считали самыми крупными по классификации боевых кораблей. По сравнению с кораблями «москитного флота» по своему водоизмещёнию и артиллерийскому вооружению они, образно говоря, смотрелись, как Гулливер среди лилипутов. Тогда-то, в 1943-м и решили наши союзники «осчастливить» Северный флот одним из британских линкоров, что называется «в счёт репараций с побеждённой Италии».
Церемония передачи британцами своего линейного корабля Royal Sovereign Советскому Союзу проходила 30 мая 1944 года в Ньюкасле. Англичане постарались сделать её очень торжественной. На их военно-морской базе собралось множество народа, выступали с речами высокие воинские чины, гремели оркестры, и по главной палубе линкора строгий шаг чеканили кадеты британского корпуса - с флагами, жезлами, барабанами, в традиционных медвежьих шапках и в шотландских… юбках. Для советских моряков всё это было в большую диковинку. Но не только это – для многих в новинку были стволы мощных орудий главного калибра, толстенные броневые плиты, широкие палубы, внушительных размеров брашпили и якорные цепи линкора.
Свой Royal Sovereign англичане построили в 1916-м, в серии из пяти линкоров класса Revenge. Правда, в I Мировую войну им особенно воевать не пришлось. В частности, Royal Sovereign из-за поломки в машине не смог участвовать в знаменитом Ютландском сражении, а после войны линкор не раз ставили на модернизации, которые свелись к усилению его зенитной артиллерии. Во II Мировую этот корабль, в самом деле, побывал и в Атлантике, и в Средиземном море, даже в Индийском океане, но в жестоких сражениях он не участвовал. Больше того, перед тем, как его направили в резерв, корабль сумел пройти капитальный ремонт в США. Собственно, из резерва его и приняли советские моряки.
Возраст у Royal Sovereign был, конечно, приличный. Но для тогдашнего советского Северного флота огневая мощь линкора являлась просто невиданной: восемь орудий калибра 381 мм и столько же 152 мм и 102 мм и двадцать четыре (!) 40 мм. Это не считая 32 пушек и пулеметов ещё меньшего калибра. Артиллерия, что и говорить, мощная! А защитная броня на бортах, траверзах и в казематах соответственная – до 152 мм, на башнях главных орудий и того больше – до 330 мм. В общем, британский линкор предстал советским морякам этаким Гулливером по сравнению с теми же «большими охотниками», которые строили на молотовском заводе № 402. Так ведь ещё Royal Sovereign на полном ходу мог выдать 20,5 узла.
Британский линкор после передачи советскому флоту наши назвали «Архангельском». Экипаж для этого корабля пришлось набирать практически со всех флотов Советского Союза. Для этого требовались не просто 1250 моряков, а ещё, и тех, кто обладал опытом службы если не на линкорах, то хотя бы на крейсерах. Трудная была задача в условиях войны, но экипаж всё-таки укомплектовали, и собрался он в Архангельске. Отсюда моряков на конвойных транспортах переправили в Англию под началом контр-адмирала Вадима Ивановича Иванова, у которого имелся практический опыт, поскольку, начиная с 1910 года (то есть, ещё на царском флоте) он служил на крупных балтийских кораблях, например, командовал крейсером «Баян», линкорами «Петропавловск» и «Марат». Уже в советское время Вадим Иванович преподавал в Военно-инженерной академии, и служил в должности командира кронштадтской Военно-Морской базы. А последней должностью его перед отбытием в Англию стала командирская ступенька на строящемся в Ленинграде головным линейным кораблем типа «Советский Союз».
Из Англии в североморскую Ваенгу «Архангельск» прибыл 24 августа 1944 года. Внешне корабль впечатлял наших моряков, но вот любопытно - за весь оставшийся до конца войны период он ни разу (!) так и не покинул Кольского залива. Главный калибр корабля отсалютовал холостым залпом в День Победы. В справочнике «Флот СССР. Корабли и суда ленд-лиза» о боевой деятельности «Архангельска» сообщается: «Участвовал в Великой Отечественной войне: несение противовоздушной обороны Ваенги, Мурманска и Полярного». Получается, бронированный Гулливер массой более чем 33 тысячи тонн и 182 метра длиной стоял на рейдах Кольского полуострова и время от времени угрожал врагу лишь своей зенитной артиллерией. А ведь главный и универсальный калибр линкора мог снести с лица земли не то что береговые укрепления или артиллерийские батареи фашистов, а целый порт или даже город!
Объяснения тому ходили разные. Часто говорили, например, мол линкору якобы к осени 1944 года уже «не находилось боевой работы». По-моему, это сомнительно, если вспомнить, что с 7 октября по 1 ноября Карельский фронт и Северный флот провели крупнейшую в своей истории наступательную операцию – Петсамо-Киркенесскую. В ходе её при поддержке кораблей с моря высаживались несколько десантов. Поэтому вряд ли артиллерия линкора им помешала бы?
Другая версия касалась технического состояния орудий линкора. Говорили, якобы ещё в Англии, когда корабль готовили к передаче Северному флоту, выяснился «большой расстрел стволов главного калибра», а также ещё и выяснился дефицит фугасных снарядов для него.
Наконец, не единожды слышал я и такую серьёзную версию: командующий советским Северным флотом вице-адмирал Арсений Григорьевич Головко якобы осознанно не рисковал выводить корабль из Кольского залива. Объяснение такое: ему во время войны, приходилось постоянно и тесно общаться с англичанами и американцами, и в известном смысле он, по выражению иных историков, «постоянно ходил по лезвию ножа НКВД». Потеря же линкора, не оставляла Головко никаких шансов уцелеть.
Вопрос: столь уж реальной была угроза потерять «Архангельск»? С одной стороны германский флот к осени 1944 года, в самом деле, вынужденно покинул Баренцево море и снизил свою активность в операциях с надводными кораблями. Совсем другое дело – немецкие подводники, которые продолжали блокировать выходы из наших новоземельских проливов, входы в Белое море и Кольский залив. В пользу этой версии говорит, что последние серьёзные потери нашего флота были именно от атак подлодок врага, причём не только в 1944, но и в 1945 году. Так или иначе, но британский корабль-Гулливер на нашем Севере не снискал себе ратной славы. Только после войны «Архангельск» ненадолго выходил в океан. Скажем, его ходовое время за весь 1945 год составили всего 40 суток. Главный калибр корабля «работал» только на учениях.
В январе 1949 года наши моряки повели «Архангельск» в британскую базу Розайт и там вернули его англичанам. Англичане в свою очередь довольно быстро отправили линкор на утилизацию.
Подписывайтесь на наш канал, чтобы не пропустить интересные истории, а так же оставляйте свои впечатления в комментариях.