Найти тему

Объект недели: "Сальера" скандалиста и гения Челлини

Четыре килограмма золотых монет дал ювелиру и скульптору Бенвенуто Челлини французский король Франциск Первый, чтобы тот расплавил монеты и сделал из них солонку. И Челлини превратил деньги в произведение ювелирного искусства. Уникальный случай - обычно все было ровно наоборот: искусство кидали в плавильный котел, чтобы финансировать траты двора.

Фото © Kunsthistorisches Museum Wien
Фото © Kunsthistorisches Museum Wien
  • Объект: "Сальера" Бенвенуто Челлини, 1540-1543
  • Местонахождение: Музей истории искусств, Вена. Кунсткамера, зал номер XXIX
  • Материал: эбеновое дерево, чистое золото, эмаль, слоновая кость

О Сальере широкая публика узнала только когда ее украли из музея. До этого солонка - единственное, что осталось от ювелирных изделий, изготовленных Челлини - интересовала только специалистов. Кража из венского Музея истории искусств была киношной: после того, как сигнализация несколько раз сработала без причины, ее отключили. Неизвестный забрался по строительным лесам в окно, разбил витрину и унес Сальеру. Полиция преступника и солонку найти не смогла, а через какое-то время похититель сам вышел на связь - оказалось, что владелец частной охранной фирмы Роберт Манг был настолько шокирован плачевным состоянием сигнализации в крупнейшем государственном музее Австрии, что решил показательно украсть экспонат - и заставить музей пересмотреть свою охранную политику.

Челлини бы понравилось.

Солонка Челлини - шедевр Ренессанса, созданный под влиянием Микеланджело: символические фигуры Рассвета, Заката и Ночи, рыбы и морские животные, четыре ветра, символы искусства, земледелия, мореходства и военного дела, цветущие луга и гиппокампы. И Море и Земля, сидящие лицом друг в другу: у Моря трезубец и ладья с солью внутри, а у Земли рог изобилия и ионический храм с перцем. И их не видно, но они есть - колесики из слоновой кости внутри: к радости пирующих у короля, солонка могла катиться по столу, от гостя к гостю. А в центре солонки - саламандра, геральдический зверь Франциска Первого.

Челлини: "Когда эту работу я поставил перед глазами короля, он издал возглас изумления и не мог насытиться, рассматривая ее; затем сказал мне, чтобы я ее отнес к себе домой и что он мне скажет в свое время, что я должен с нею сделать. Я отнес ее домой, и тотчас же пригласил нескольких моих дорогих друзей, и с ними с превеликим весельем пообедал, поставив солонку посреди стола; и мы были первые, кто ее употребил."