Все эти профессионалы занимаются развитием сотрудников или команд. Помогают и направляют в развитии.
Культура коучинга, наставничества укрепляется в российских компаниях. Бизнес сегодня понимает, что коучинг, наставничество. менторство - отличные инструменты для адаптации сотрудника, развития его потенциала.
В чем же разница?
В возможности применения на разных этапах работы человека в компании. В стиле общения. В цели процесса. В методах работы: “у наставника есть ответы для ваших вопросов, у коуча - вопросы для ваших ответов”.
Наставник
Наставничество чаще всего необходимо на этапе адаптации персонала, возможно, и на этапе повышения эффективности работы. Наставник - это тот, кто уже умеет делать то, чему сотруднику предстоит научиться. Почти всегда это более опытный сотрудник компании, хотя в роли наставника может выступать и внешний тренер. Если этим занимается квалифицированный сотрудник компании, ему важно понимать, какой бонус он получает за свою работу.
Наставничество - это процесс передачи знаний, процесс обучения. Поэтому наставники часто передают информацию, “стандарт знаний”, принятый в компании, директивно, сверху вниз.
Некоторые HR и руководители смешивают понятия наставничества и менторства, наставничества и коучинга. Эти процессы действительно могут идти параллельно, одновременно, но важно понимать разницу.
Ментор
Ментор - это эксперт, специалист, чью модель сотрудник может перенять, кому подражать. Основная задача процесса менторинга - это поддержка на пути профессионального и личного развития. Обычно с ментором работают продолжительное время.
Общение с ментором - это диалог, в котором ментор задает вопросы, расширяет фокус внимания собеседника, подает идеи и советы. То есть, общается недирективно.
Ментор - это сотрудник компании должностью выше, чем менти, обычно непрямой руководитель. В идеале у него должен быть опыт менторства, пройдено соответствующее обучение. Тогда эффект от процесса значительно возрастает.
Коуч
Внутрикорпоративный коучинг всегда направлен на конкретный результат. И его основа - не готовые решения, методы и инструменты, а самостоятельный поиск всего этого. Коуч не обучает, а направляет, задает открытые вопросы, активизирует мышление собеседника, обращается в том числе к его глубинным установкам. И ментор, и наставник могут давать советы, коуч же только задает вопросы.
Коучинг это часть процесса раскрытия потенциала, повышения эффективности сотрудника. Он может быть краткосрочным (с “быстрым” результатом), и долгосрочным. Коучем может быть сотрудник компании, HR, руководитель или же внешний коуч. Обязательно иметь коучинговое образование и совсем не обязательно - экспертность в отрасли.
Эти три роли не одинаковы, но одинаково важны. Они могут быть частью единой системы наставничества в компании, когда одна технология дополняет другую, эффект для бизнеса достигается с большей скоростью.