Найти тему
Субъективный путеводитель

Нашёл в горах Армении старинный особняк. Рассказываю об удивительной судьбе его владельца.

В мрачную Ахталу, что на севере Армении, приезжают полюбоваться её монастырём с лучшими в Армении фресками (ссылка в конце поста). Но ещё от въезда в город, с путей полузаброшенной станции, я приметил ещё кое-что:

Осмотрев монастырь, я вспомнил про дворец среди кипарисов, и поймав машину на спуске в город, попросил водителя за доплату довезти нас туда. Дорога к кипарисам тоже вьётся между серных яров, но в итоге приводит в рощицу на плато, от которой жилой район Ахталы скрыт соседней горой. Вид вверх по долине, в сторону Алаверди, Ванадзора, Еревана, Ирана...

-2

По словам водителя, дворец принадлежал начальнику рудников, который там жил с больной туберкулёзом дочерью, и собирался построить мост через каньон, чтобы она, не спускаясь к гари шахт и паровозов, могла гулять в лесу на той стороне. И хотя рассказы шоферов я давно привык воспринимать не более чем местным фольклором, добравшись до гугла с удивлением понял, что водитель был прав!

-3

С той разницей лишь, что построивший дворец в 1905 году Микаэл Арамянц на медных рудниках был максимум акционером, а преуспел в совсем других отраслях. Уроженец села Кятук в Карабахе, он начинал приказчиком на ковроткацкой фабрике в Шуше, откуда регулярно ездил в Тебриз по торговым делам. Постепенно эти командировки превратились в самостоятельный посреднический бизнес, и вот уже Арамянц - тифлисский купец-миллионер, разбогатевший на шёлке и сахаре, а с 1884 года и вовсе бакинский нефтяной магнат.

В 1904 году Арамянц продал свои нефтепромыслы Александру Манташеву, не только конкуренту, но и давнему другу, с которым познакомился ещё в тебризских поездках, и вернулся в Тифлис. Там Микаэл Овсепович прославился как меценат, в его больнице бесплатно делали сложнейшие по тем временам операции, а в его гостинице "Мажестик" останавливались богатейшие гости Кавказа. Не знаю, правда ли входило в его планы строительство моста над Дебедским каньоном, но вполне достоверно то, что он имел дачу в Ахтале, куда ездил с больной дочерью.

И бывали здесь, как на крымских курортах, весьма именитые люди - например, армянский поэт Ованнес Туманян или русский певец Фёдор Шаляпин. Конец же мецената был печальным: советская власть не успела его репрессировать, но отняла всё, что он создал, и вот старый и немощный Арамянц подолгу сиживал у своего тбилисского особняка или своей гостиницы, а умер в 1922 году нищим в затхлом подвале.

Зато старания для дочери не пошли прахом - Анна Арамянц смогла эмигрировать в Лондон, где её потомки живут до сих пор. И приезжая в Тбилиси, останавливаться Арамянцы предпочитают в отеле "Мариотт", как называется теперь бывший "Мажестик".

-4

Ахталинский "Замок Арамянца" же при Советах, как водится, был то ли санаторием, то ли пионерлагерем, ну а ныне попросту заброшен. Ворота оказались заперты, но мы без труда нашли тропку в кипарисах - там даже забор не везде стоит. Вблизи дворец оказался великолепен и не похож ни на что из виденного мной в Армении:

-5

Как считается, Арамянц построил его по образцу горных вилл, которые видел на отдыхе в Швейцарии, а изучать их специально отправил бакинского архитектора Михаила Бузоглы. И в общем тут действительно нетрудно разглядеть деревянный вариант немецкого югендстиля:

-6

Но состояние дворца катастрофическое, а в стене тыкая дыра, словно в Карабахскую войну из Азербайджана сюда залетел шальной снаряд. Тем более не сохранилось и никаких интерьеров, так что даже залезть в эту дыру мы не стали пытаться.

-7

Ниже по склону - ещё один павильончик из дикого камня, то ли замковый флигель. то ли уже постройка санатория в духе советского романтизма:

-8

А за ним - и горы выше по Дебеду:

-9

Монастырь Ахтала - армянский или грузинский?