За Алаверди, как и до Алаверди, тбилисская трасса вьётся меж двух стен каньона. Вот впереди появляется лев Багратидов, здесь кажущийся сонным и милым. А на том берегу вдруг отодвигается стена:
За рекой встречает промзона из розового туфа: первоначальное название Ахталы, известное где-то с 10 века - Пгндзаанк, что в переводе значит Медная Копь. В соседнем Алаверди лежат руины медно-химического комбината, ну а здесь и в соседнем Шамлуге для него добывали сырьё. Тысячу лет назад на рудах Пгндзаанка держалось могущество Ташир-Дзорагетсткого царства, провозглашённого в 986 году домом Кюрикид (младшей ветвью Багратидов), бросившего вызов анийским сюзеренам, а в итоге в 1118 году покорённого Грузией.
В 1770-х годах эти же рудники пытался возродить с помощью греков-рудокопов из Турции грузинский царь Ираклий II в тот короткий период, когда Грузия уже освободилась от Ирана и ещё не покорилась России. Сто лет спустя, в 1887 году, начатое им завершила "Французская компания Ахталинских шахт", взявшая в концессию рудники Алаверди и пролоббировавшая постройку в 1897-99 годах Тифлис-Карсской железной дороги через них.
В 1939 году Ахтала получила статус ПГТ, и видимо примерно тогда же у станции была построена обогатительная фабрика, готовившая руду к отправке в печи Алаверди:
По сути ПГТ Ахтала и оставалась, в лучшее время не дотягивая даже до 5 тысяч жителей, но в 1995 году Армения просто упразднила этот статус, раздав посёлки в города или сёла. Для жилых кварталов место нашлось лишь на плато, а приречная низина так и осталась промзоной у станции. Как и в Алаверди, их связали канатной дорогой.
И единственным фактом, который я о ней сумел нагуглить, оказался не год основания (видимо, 1970-е), не длина (что-то около 300 метров), а то, что стоит она с 1998 года:
И делать такой кадр лучше с прищепкой на носу:
До верхней станции, как и вообще до жилых кварталов Ахталы, мы так и не добрались. На чужих фотографиях Ахтала по-своему впечатляет... разрухой. Через 30 лет после распада СССР здесь осталось, по разным данным, от 1,3 до 2 тысяч жителей, а среди армянских городов, куда хоть изредка заносит туристов, Ахтала стабильно слывёт самой заброшенной и мрачной.
Под канатной дорогой - железная дорога, но вид её столь же печален:
Пассажирская станция давно превратилась в такую же часть пейзажа, как и обогатительная фабрика - ночной поезд Ереван-Тбилиси и тем более товарняки проходят Ахталу хотя и каждый день, но без остановок:
А вот большегрузы тут куда актуальнее - на окрестных рудниках ещё теплится какая-то жизнь:
У автодорожного моста я приметил мини-ГЭС:
В гудящий машинный зал которой мы совершенно беспрепятственно зашли:
Рядом - техника, своим суровым архаичным видом напоминающая, что здесь хоть и южной страны, но всё-таки Крайний Север:
Между тем, вдоль Дебеда мы спустились уже существенно ниже километра над уровнем моря, и думаю, ещё в посте про Алаверди на главной площади кто-то мог приметить кипарис. Ахтала стоит ещё на 200 метров ниже, и в перспективе станции мой взгляд привлекла целая кипарисовая роща, венчающая обрыв. А в кипарисах отчётливо просматривался какой-то дворец из эпохи Российской империи:
К которому я тоже решил добраться, но сначала - всё же съездить к главным достопримечательностям Ахталы. Дорога в черте городка натурально ветвится, и первая пара серпантинов расходится за ЖД-переездом: направо - дворец в кипарисах, налево - Ахталинский монастырь, до которого от станции порядка 5 километров.
За ржавыми цистернами, когда-то возившим в Советскую Армению бензин и мазут из Баку, видна небольшая крепость, облепившая одинокий останец:
Никакой конкретики о её происхождении я так и не нашёл, но скорее всего это был форпост Ахталинского монастыря, как показанный в прошлой части Каянберд перед Ахпатом.
Напротив крепости - одинокий квартал, редуцированный (по сравнению с Алаверди) Нижний район Ахталы:
За которым - новая развилка между промзоной и храмом:
Слева крутая петля, обогнув обогатительную фабрику, приведёт в жилые кварталы, на дальнем конце разветвившись с дорогой в соседний рудничный Шамлуг:
Здесь больше всего впечатляет текущий под шахтой ручей в берегах из серных отложений:
Верхней границей которых служит шахтный водоотвод - ландшафт, более уместный на юпитерианском спутнике Ио, сложился всего за столетие:
Ну а про Ахталинский монастырь читайте отдельный пост.