На западе городского центра Читинка делает крутой поворот, перед которым по её берегу проходит Малая Забайкальская железная дорога - одна из нескольких десятков узкоколейных (750мм) детских железных дорог, строившихся с 1930-х годов по всему Союзу как наглядные пособия для Школ Юного Железнодорожника.
Довольно длинная в своём жанре (6,1км), она была проложена лишь в 1971-74 годах, гораздо позже Малой Амурской детской железной дороги в Свободном, который к тому времени так же входил в ЗабЖД. Вдоль Читинки линия вела в дачный Каштак, а потому пользовалась таким спросом, что курсировали по ней два поезда, на которых юные железнодорожники учились проходить разъезд.
В 1981 году Малая Забайкальская была признана лучшей ДЖД Советского Союза, и готовился проект её удлинение до 12 километров, по которому она бы превзошла Малую Амурскую... Но вышло наоборот - в 2009 году по улице Ковыльной были разобраны под застройку 2 с лишним километра путей и станция Луговая (до 2000 года Комсомольская), так что Северный разъезд превратился в конечную.
От дороги осталось 3,7км, и что ещё обиднее - так обошлись с ней уже после реконструкции 2000 года, которая и определила её главную "фишку": станция Спортивная, тогда переименованная в Поречье, была построена заново по типовому проекту 1913 года с деревянными вокзалом, служебными зданиями, отхожим местом (такое же я видел в Сретенске) и действующим Никольским храмом. И мы, конечно, очень хотели на них посмотреть, но увидели только вот это:
Мои друзья в прошлые годы приходили сюда уже после закрытия линии, но спокойно осматривали станцию, а потому и мы с Петром не особо заморачивались, что последний по расписанию поезд уже прошёл. Однако Поречье оказалось окружено 2-метровым забором, а у ажурных ворот, увидев наши фотоаппараты, вылез недовольный охранник.
На вопрос, во сколько завтра будут поезда, он как-то очень ехидно, издеваясь то ли над нами, то ли над своими работодателем, назвал время и добавил, что с рюкзаками проход запрещён, поскольку "вдруг у вас там бомба". Рюкзаки, чтоб не было кривотолков, на нас были городские, да и те почти пусты.
Понятия не имею, правду ли сказал сторож и будет ли так в скором времени и на "взрослых" поездах, но после камер хранения по цене хостела и комнат отдыха без удобств по цене дорогого отеля я уже ничему не удивляюсь.
Мне стало просто противно, и на следующий день я побрезговал возвращаться на ДЖД. Вот лишь её вид с Титовской сопки, из которого можно понять, что искомое должно быть видно с горловины: