Найти в Дзене
Фронтир и Дикий Запад

Страшный выбор, который вставал перед голодным беглецом в американской пустыне

Оглавление

Лесные пустоши Северной Америки, как барьер, разделяли колонии враждебных европейских держав и немирные индейские деревни от поселений белого человека. Между ними вспыхивали войны, захватывались пленные, которые, согласно из-за извечной тяги человека к свободе, совершали дерзкие побеги. Много людей бежало в одиночку, а другие искали надежного товарища, и иногда, когда у беглецов заканчивалась еда, и один из них умирал, перед напарником вставал непростой выбор.

Томас Браун

Томас Браун, 18-лет, родом из Массачусетса, был захвачен французами в плен в январе 1757 года. Брауну повезло, он не томился в темнице, а попал в батраки к канадскому крестьянину возле Монреаля. Поэтому ему удалось относительно хорошо подготовиться к побегу и найти себе напарника, "английского парня, пленника" из соседней фермы.

Мы договорились бежать вместе через лес, и если это возможно добраться домой к нашим друзьям и близким. Но как достать еды в дорогу, мы не знали; пока мне не разрешили взять ружье, чтобы охотиться на голубей, которых здесь было очень много. Я подстрелил несколько птиц, разделал, завялил и спрятал их в лесу.

Товарищи по несчастью бежали субботним утром 8 сентября 1758 года, Путь беглецов лежал на юг в английскую провинцию Нью-Йорк. На 8 сутки у них закончилась припасенная провизия и следующие 15 дней они провели на подножном корме, питаясь "кореньями, гадами и тому подобным". Парней шатало от голода и усталости, дичи на их маршруте не попадалось, да и стрелять было опасно, земли вдоль западного берега озера Шамплейн, вдоль которого они пробирались, были охотничьими угодьями союзных французам индейцев коноваго.

Наконец случилось неизбежное. Браун пишет:

Мой спутник сдался и не мог идти дальше. Он просил меня бросить его, но я отказался. Я пошел и нашел трех лягушек и разделил их между нами. На следующее утро он умер. Я сел рядом с ним и сначала думал развести костер, так как у меня было ружье, и съесть его плоть, а если не настанет облегчения, то умереть рядом с ним. В конце концов я пришел к следующему решению: отрезать от его костей столько плоти, сколько смогу, завязать ее в платок, и, таким образом, продвигаться дальше, пока хватит сил.
Соответственно, я так и сделал, и похоронил своего спутника в тот же день. Я продолжил путь и на следующие сутки добыл еще три лягушки. Будучи полностью изможденным, я сделал привал около 9 часов, но не смог съесть плоть своего друга. Я ожидал, что вот-вот умру сам, и пока я предавал свою душу Господу, я увидел, как рядом со мной села куропатка, которую, как я подумал, послало само Провидение. Я был так слаб, что не мог удержать ружье, но, отдохнув, я привел свое оружие в боеготовность и застрелил куропатку.
Есть или не есть. Жить или не жить. Автор Ф.Д.З.
Есть или не есть. Жить или не жить. Автор Ф.Д.З.

Пока Браун уплетал куропатку, на соседнее дерево сели два лесных голубя, и они также были застрелены. На беду беглеца его дуплет услышали французы из форта Сен-Фредерик (англ. Краун-Пойнт), и как Браун не хитрил, его секрет раскусили, и он был вынужден снова отправиться в плен и провел в нем больше года.

Исаак Холлистер

Исаак (Айзек) Холлистер (1750 г.р.) был пленен 17 октября 1763 года военным отрядом мансеев, одним из подразделений племени делаваров, во время т.н. "Резни в Вайоминге". Исаак лишился отца и младшего брат, а сам был уведен в плен в индейскую деревню Вилавана на реке Чемунг, примерно в 200 км на север от фермы Холлистеров. Плен давался юноше тяжело, его не усыновили, как это часто делали индейцы, а оставили в положении раба, чей обязанностью была ежедневная заготовка дров.

В Вилаване Холлистер познакомился с ее одним пленником, которого в своих воспоминаниях называл просто "Немцем". Вместе они разработали план побега и запаслись провизией в дорогу - 40 маленьких початков индейской кукурузы и 12 кукурузных лепешек, примерно с ладонь величиной. В конце марта 1764 года, когда только-только сошел снег и вскрылись реки, Немец заявил Холлистеру, что намеревается бежать, не смотря ни на что.

Иссак был против, т.к. в этом случае им пришлось бы ночевать в холодном и мокром лесу, а одежда и обувь на них была просто рвань, но, опасаясь, что Немец "пойдет на рывок" без него, был вынужден согласиться на условия товарища. Итог был закономерен, на восьмые сутки побега определилось самое слабое звено и им оказался торопыга Немец.

...когда мы снова остановились, то мой спутник, как я полагаю, из-за сильного голода (хотя он никогда не жаловался) лег, не в состоянии подняться. Я ухаживал за ним, как мог. На второй день он сделал попытку пойти к ближайшему источнику, но был так слаб, что несколько раз падал, прежде чем смог добраться до него, и с трудом вернулся обратно. После этого он больше не поднимался. Я не знаю, предвидел ли он, что его конец так близок, но на третью ночь он умер. Днем перед смертью он был малословен, хотя я часто пытался с ним поговорить. Вечером он сказал мне, что если он умрет первым, то пусть я не боюсь есть его плоть, потому что лично он давно решил, что если первым умру я, то он меня съест.

Холлистер прихватил с собой из плена топор и с помощью него приступил к "неприятной операции", отрезав 5 или 6 фунтов с "его ног и бедер", и продолжил путь. На четвертые сутки Исаака снова схватили индейцы и доставили обратно в Вилавану. В конце концов он оказался принятым в индейскую семью, но был отправлен обратно в европейские поселения в рамках обмена пленными в конце 1764 года.

Самое удивительное, что ни Браун, ни Холлистер, не побоялись признаться в своих воспоминаниях в одном из самых страшных преступлений, которое может совершить человек. Видимо муки голода и страдания плена воспринимались обществом более благосклонно, чем сейчас.

P.S. Слово "пустыня" присутствует в заголовке, потому что именно так называли леса Северной Америки колонисты из-за обширности и относительной безлюдности.

Источники 1) A plain narrative of the uncommon sufferings, and remarkable deliverance of Thomas Brown, of Charlestown, in New-England; 2)A brief narration of the captivity of Isaac Hollister, who was taken by the Indians, anno Domini, 1763.