Как и «Звёздные войны» несколькими десятилетиями ранее, «Гарри Поттер и Философский камень» положил начало одной из самых прибыльных кинофраншиз всего времени, под которой была прочная база в виде семи прекрасных книг.
Благодаря сочетанию уже преданной фанатской базы, отсутствию конкурентов и интересной концепции, первый фильм взлетел в мировом прокате, заслуженно собрав немногим меньше миллиарда (на тот момент внушительные деньги). У фильма есть несколько составляющих успеха, но сегодня я предлагаю заглянуть за кулисы съёмочной площадки и узнать детали, которые, вполне возможно, и стали причиной столь оглушительного успеха.
Приятного чтения!
Дж. К. Роулинг собственноручно выбрала некоторых членов актёрского состава
Неудивительно, что Джоан Роулинг оказала значительное влияние на весь процесс кастинга. Когда дело дошло до некоторых основных ролей, Роулинг уже подобрала актёров.
В частности, она уже мысленно распределила роли Хагрида, МакГонагалл и Снейпа. Роулинг сразу же выбрала Робби Колтрейна, Мэгги Смит и Алана Рикмана на соответствующие роли, что, очевидно, было жестом уверенности и веры в их способность воплотить её персонажей.
Мультфильм?
В 2001 году киноремесло сильно отличалось от того, что есть у киноделов сейчас. Возможности CGI были сильно ограничены, поэтому Warner Bros. понимали, что перед ними стояли ряд сложных задач. Во-первых, тема магии сама по себе требовала компьютерной графики. Также у студии были опасения, что дети-актёры будут расти слишком быстро и в какой-то момент «перегонят» своих персонажей.
В связи с этим студия всерьёз рассматривала вариант о создании мультфильма. Однако Джоан Роулинг сопротивлялась этой идее, считая, что фильм по её книге должен быть живым. Студия в итоге пошла на уступки.
Объединение нескольких книг
В качестве другого варианта Warner Bros. рассматривали объединение нескольких книг в один фильм, поскольку на тот момент будущее «Гарри Поттера» как серии фильмов было неопределенно. Сокращение производственных затрат путём уменьшения количества фильмов было хорошим, с точки зрения студийных боссов, ходом, но Джоан Роулинг также отсекла этот вариант.
Кто-то может представить объединение «Философского камня» и «Тайной комнаты»? Из такой солянки пришлось вырезать бы очень много важных сюжетных моментов, и вряд ли фанаты бы остались довольны такими раскладами.
Джоан Роулинг отказалась от роли Лили Поттер
Есть сценаристы и режиссёры, которые, работая над проектом, стараются вставить себя в сюжет посредством второстепенного персонажа или вовсе небольшого камео. Поскольку именно они создают проект, им хочется воспользоваться возможностью оставить частичку себя в фильме или сериале. Это вполне нормальное желание.
Джоан Роулинг предлагали подобное, причём весьма символичную роль – сыграть маму Гарри, Лили Поттер. Как вы уже знаете, Джоан отказалась. В основном она опасалась, что из-за отсутствия актёрского таланта она «всё испортит». Впрочем, роль Лили не предполагала каких-либо слов или актёрской игры, но стоит уважать Джоан за то, что она решила отдать роль профессионалу.
Джоан Роулинг потребовала, чтобы все персонажи были британцами
Про этот момент в курсе многие, но обойти его не могу. Джоан Роулинг потребовала, чтобы британская аутентичность истории проявлялась во всём, включая актёров.
Поскольку действие книг разворачивалось в Британии (и все персонажи, следовательно, были оттуда), то Роулинг требовала полного погружения и соответствия. Исключения – Ричард Харрис (Дамблдор), который был ирландцем, и Зои Уонамейкер (Мадам Крюк), которая родилась в штатах, но сделала себе имя как британская актриса.
Лиам Эйкен
Сегодня сложно представить себе в роли Гарри кого-то, кроме Дэниела Рэдклиффа, однако вполне очевидно, что он был не единственным кандидатом на роль Избранного.
Один из наиболее близких к победе в кастинге кандидатов – Лиам Эйкен, которого заприметил лично Крис Коламбус, поскольку у них уже был совместный опыт работы. Однако, у Лиама был один минус – он не был британцем, что шло наперекор видению Роулинг (в особенности для главных актёров), поэтому от его услуг пришлось отказаться.
Люпин как профессор Квиррелл
Профессора Квиррелла критикуют и называют слабым звеном сериала. Многим кажется, что вина – неправильно подобранный актёр, хотя на мой скромный взгляд Иэн Харт хорошо справился со своей задачей.
Так или иначе, всё могло пойти по-другому, поскольку на роль профессора Квиррелла рассматривался Дэвид Тьюлис. Он не получил эту роль, зато получил более длительную и подходящую роль профессора Люпина, и кажется, что этот персонаж подходит ему куда больше.
Сцены с главным трио были сняты в хронологическом порядке
Учитывая отсутствие большого опыта съёмок у главной троицы, режиссёр Крис Коламбус хотел максимально облегчить им съёмочный процесс.
Это привело к тому, что сцены с их участием были отсняты в хронологическом порядке, что позволило актёрам более гармонично влиться в съёмки. Исключения – финальная сцена, которую отсняли первой, сцена, в которую они прибывают на платформу 9 3/4, и все сцены с квиддичем, поскольку для них требовалось много спецэффектов.
Крис Коламбус хотел брать детей только из спокойных семей
Обсуждая кастинг на роль детей-актёров, режиссёр Крис Коламбус отметил, что обращал внимание в том числе на то, какие у ребёнка отношения с его семьёй. Он размышлял о своей работе над фильмом «Один дома», и о том, что у Маколея Калкина были проблемные отношения с семьёй, а слава и успех лишь усугубили ситуацию.
Режиссёр хотел убедиться, что у детей будет сильная поддержка, которая поможет пережить возможную славу и богатство. Интересная точка зрения, но если посмотреть, как хорошо сложилась судьба практически всех детей из «Гарри Поттера», то можно уверенно сказать, что его позиция имеет место быть.
Композитор из «Титаника»
Хотя композиторская работа Джона Уильямса для первого «Гарри Поттера» была незаменимой, она почти не состоялась. Джеймс Хорнер, получивший известность благодаря работе над фильмом «Титаник», удостоенной премией «Оскар», и партитуре к фильму «Храброе сердце», изначально был единственным, кому предложили эту работу.
Стиль и звучание Хорнера прекрасно вписались бы во вселенную ГП, но в итоге он отказался, вместо этого написав музыку для фильма «Игры разума», поскольку предпочитал работать над «художественными фильмами, а не коммерческими». К слову, он отказался и от «Властелина колец», так что Джеймс определённо следовал своей идеологии на протяжении большей части карьеры.
К счастью, обязанности композитора перешли к Джону Уильямсу, который снова смог создать культовую тему, которую каждый может напеть без раздумий.