Вторая серия "Оби-Вана Кеноби" показалась слабее первой по постановке и по эффекту ностальгии, а также вызвала противоречивые эмоции. Проще говоря, хорошие моменты серии – действительно очень хорошие, а спорные – очень уж спорные. Но обо всём по порядку.
В первую очередь приятно, что нам показали новую локацию, отчасти напоминающую нижние уровни Корусанта, - планету Дайю. Стремительное действие серии не даёт возможности разглядеть каждый кусочек показанного района и различных инородцев, но я обязательно это сделаю, когда буду разбирать сериал на пасхалки и факты. А пока что просто ещё раз отмечу, что наконец-то место действия – не пустыня (а то в "диснеевскую" эпоху Татуин и его копии – прямо в тренде).
По сюжету: по большому счёту серия посвящена беготне, при чём беготня здесь зачастую подменяет собой смысловое действие и развитие. Например, паркур от Ривы эффектен, но максимально бессмысленен. Ощущение, что изначально сцена представляла из себя что-то иное и логично завершённое, а не просто демонстрация скиллов паркурщика Третьей сестры.
На то, что серия подвергалась перемонтажу, намекает также фрагмент, когда Оби-Ван моментально очутился возле спасённой Леи, хотя всего секунду назад он ещё был на крыше. Полагаю, перемонтаж (если я прав) сделан в угоду смыслового наполнения.
О нём теперь и поговорим.
Встреча и взаимодействие Оби-Вана и Леи – одновременно и плюс, и минус сериала. Плюс в том, что это неплохо объясняет, почему в "Новой надежде" Лея называет Кеноби своей единственной надеждой: потому что, как нам теперь показали, однажды он для неё таковой и являлся.
Минус этого взаимодействия в том, что оно немного перекрывает сцену в "Изгое-один", в которой решение задействовать Кеноби в повстанческой войне принадлежало Мон Мотме и Бейлу Органе, а теперь видно, что Лея, скорее всего, решила обратиться к Кеноби самостоятельно, так сказать, по старой памяти.
Среди новых персонажей позабавил лжеджедай Хаджа Истри. Это довольно забавная «лорная» фишка – показать, что в пост-республиканское время найдётся кто-то, кто решит поживиться на джедайском наследии. Это хорошо работает на раскрытие эпохи и вселенной в целом.
Также хороша сцена, когда Кеноби вновь начинает пользоваться Силой, спасая Лею. Во-первых, это иллюстрирует некоторое символическое пробуждение Силы внутри Оби-Вана. Видно, что за всё время отшельничества Кеноби ни разу не пользовался Силой и фактически разорвал с ней связь (как Люк Скайуокер в Эпизоде VIII).
Во-вторых, это показывает возрождение героя как Джедая. В прошлой серии он не решился прийти на помощь беззащитному человеку, а теперь сам случай вынуждает его воспользоваться способностями форсъюзера. Хотя, может и не случай, ведь всё происходит по велению Силы.
Чуть позже Оби-Ван практически активирует свой световой меч для противостояния Риве, но его, условно говоря, прерывают. Думаю, схватка на световых шашках будет следующим этапом возрождения Джедая.
Перейду к самому спорному моменту серии: к убийству (или ложному убийству) Ривой Гранд-инквизитора. Мы уже видели примеры ретконов внутри так называемого единого канона "Звёздных войн" в "Бракованной партии", но там изменение ранее освещённых в каноне событий не рушило последовательность событий канона. Здесь же гибель Гранд-инквизитора (если он действительно погиб) ломает в принципе весомую часть сюжета мультсериала "Повстанцы", делая её невозможной. Зачем?..
Даже если злодей выживет (и это покажут в сериале), то сцена не перестанет быть бессмысленной: к чему тогда эта мнимая смерть, если хладнокровие и решительность Ривы можно показать на примере убийства какого-нибудь другого инквизитора (предварительно создав между ними конфликт).
Лично у меня складывается не очень приятное ощущение, что сцена создана лишь для того, чтобы вызвать эмоции фанатов, породив обсуждение сериала буквально на пустом месте. Чёрный пиар, так сказать. Не одобряю.
Лучшим эпизодом серии считаю короткую встречу Оби-Вана Кеноби и безымянного клона 501-го легиона (в исполнении Тэмуэры Моррисона). Ветеран войны показан никому не нужным грязным и заросшим нищим, просящим подаяния у прохожих. У него нет средств даже на одежду, он всё ещё ходит в броне времён Войны клонов, надев поверх неё какую-то тряпку. Своему государству, которое стоит на крови таких, как он, этот клон-ветеран не нужен.
Замешательство Оби-Вана при виде клона усиливает драматический эффект сцены; что будет делать клон, если узнает Джедая? Что надо делать Кеноби, если клон нападёт? Но бродяге просто нужны кредиты, между героями не происходит никакого столкновения. Это иллюстрирует бессмысленность войны: в прошлом оба героя героически воевали друг с другом за какие-то идеалы, затем – друг против друга во исполнение приказа, а сейчас оба волокут жалкое существование, у них нет повода ни для дружбы, ни для вражды. Всего в нескольких секундах столько смысла… Не исключаю, что эта сцена так и останется лучшей во всём сериале.
Ну и теперь к главному: откуда Рива знает, что Дарт Вейдер – это Энакин Скайуокер? И почему она так заинтересована в личной поимке Оби-Вана Кеноби?
В хороших произведениях мало что бывает бессмысленным. Каждая деталь, если на ней концентрируется автор и считает необходим о ней рассказать (в данном случае – показать), имеет значение.
Вспомните, что в этой серии Оби-Ван прямо проговаривает, кто такие инквизиторы: это бывшие Джедаи, обернувшиеся к Тёмной стороне Силы.
А теперь вспомните экспозицию первой серии: клоны исполняют Приказ 66, нападают на Джедая и юнлингов, в ходе сражения Джедай погибает, а юнлинги обращаются в бегство. Сцена обрывается. Зачем нам её показали?
Дело в том, что одним из юнлингов была темнокожая девочка. И я думаю, это и есть Рива. А если так, то Рива могла знать и периодически видеть в Храме Джедаев и Оби-Вана Кеноби, и Энакина Скайуокера в их бытность Джедаями. Ну а во время чистки в Храме присутствовал именно Скайуокер, который к этому моменту уже был наречён Дартом Вейдером. Так что Рива вполне могла видеть злодеяния Энакина. Быть может, именно он обернул её к Тёмной стороне. Что-то значимое ещё могло случиться в том самом флэшбэке, с которого начался сериал. Полагаю, продолжение этой сцены нам покажут в кульминации сериала.
А вот почему Рива так страстно хочет поймать Оби-Вана, я пока что не знаю. Но раз я так долго об этом рассуждаю, значит, интрига сериала меня зацепила. И я считаю строго положительным то, что сериал не сосредотачивается лишь на фигурах Кеноби и Вейдера. Так что история Ривы вполне имеет хороший потенциал. Возможно, она точно такая же искалеченная войной душа, как и практически все ведущие герои "Звёздных войн".
Финальные кадры серии – мощь. Тут даже комментарии излишне; если вас не проняла сцена пробуждения Вейдера, пощупайте свой пульс, вдруг он уже давно отсутствует.
Эх, помогите дождаться следующего эпизода…