Один из моих незатейливых детских стихотворных опусов, датированный концом 1980-ых, возвращает к любимому времяпровождению советских детишек - просмотру диафильмов.
Вот игрушки все на месте. Ночь, а мы не спим...
Сын с дочуркою на кресле смотрят диафильм.
Колобок бежит от волка, убежал – смотри!
Смотрит Саша долго-долго, раза, может, три…
Примостившись на диване и читая текст,
Лишь воскликивает мама: «Как не надоест!».
На стене мелькают кадры про больших зверей,
Саше страшно, Таня рада – интересно ей!
Фильм окончен, все в кроватях, все спокойно спят…
А кошмары снятся папе. Пять ночей подряд…
Современную жизнь уже невозможно представить без компьютеров и телевизоров, и большинству детей неведома радость от забытой цветной сказки, получаемой с помощью диапроектора, плёнки и изображения, проецируемого на белую простыню с помощью обычного луча света.
Пожалуй, лишь только в нашей стране практика просмотра диафильмов являлась популярным детским развлечением и была распространена повсеместно, став неотъемлемой частью советского быта и культуры. Недорогое простенькое оборудование (типа «волшебного фонаря») было доступно всем, а потому диапроектор и коробка с коллекцией постоянно пополнявшихся диафильмов имелись в каждой советской семье.
Конечно же, вне конкуренции всегда были красочно иллюстрированные любимые детские сказки. У подростков же среднего школьного возраста на ура шли научно-популярные фильмы, а также исторические и литературные произведения.
Мои взрослые (теперь уже) дети вспоминают, как это было фантастично и волшебно.
По вечерам из шкафа доставался диапроектор, они вдвоём вешали на стену белую простыню и бежали выбирать фильмы для просмотра. Здесь порой доходило до ссор и плача, поскольку в силу разного возраста предпочтения разнились. Пока я устанавливал и настраивал агрегат, дети пребывали в радостном нетерпении и ожидании чуда. Это чудо (а вместе с ним детский восторг!) приходило одновременно с тихим гудением проектора, когда яркий луч превращал белую простыню на стене в волшебный экран, на котором появлялся первый кадр, а потом сменялись до боли знакомые (от бессчётного просмотра) и навсегда сохранившиеся в памяти цветные картинки. Так начиналась сказка…
Для каждой семьи просмотр диафильмов был долгожданным событием, он сопровождал все дни рождения и прочие детские праздники.
Сами собой со временем сложились ритуалы: тут имелись ответственные за прокрутку кадров и чтение текста; иногда чтение разбивали по кадрам, поручая это детям дошкольного возраста, преследуя тем самым одновременно и обучающие функции. Как правило, до четырёхлетнего возраста детей текст читали родители, а потом те уже активно включались в процесс озвучки, сводя тем самым роль родителей лишь к заправке плёнки да устранению технических проблем во время прокрутки.
О популярности диафильмов в подростковой среде в СССР свидетельствовал и такой факт: наряду с марками, значками и почтовыми открытками в начальных классах дети ими регулярно менялись с одноклассниками. Замечу, что и взрослые смотрели их с не меньшей охотой - таким образом создавался семейный круг общения, которого так сейчас не хватает...
Удивительно, но сегодня порой объяснить детям, что такое диафильм, оказывается не так-то просто. Потому что это не только история, рассказанная при помощи текста и изображения в формате комикса, мультфильма или книжной иллюстрации, но ещё и своеобразная техника, где каждый кадр требует отдельного представления.
Увы, с появлением современных технологий с начала 90-ых начался закат «эпохи диафильмов». Но для многих и сегодня эти новые технологии вряд ли способны до конца заменить необыкновенный мир диафильма. В комнате погашен свет, луч проектора направлен на белую стену, на которой появляются до боли знакомые и любимые сказочные персонажи...
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели, подписывайтесь на мой канал! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях!