Я повидал своими глазами на свете такое, что явно выходит за пределы разумно объясняемого, обыденного. И писать здесь намерен Сказку — сиречь выдумку, но от того вовсе не намерен вводить вас пустословно в заблуждение, выдавая белое — красным, а горячее — громогласным или мягким: есть много в мире того, что стоит сравнивать и увязывать со странным, чудным, но вполне внятным и обыденным. Впрочем, далеко не всякое заурядное, для иных времен и народов, возможно понять и трактовать правильно хотя бы лишь только в силу отсутствия представлений о быте, обрядах и мировосприятиях. Признаюсь, я не могу объяснить чудного облика глиняных изваяньиц, что были найдены среди останков мертвых времен т.н. Убейда и от того лишь изложу некоторые сторонние наблюдения и суждения, которые отдаленно окружали и предшествовали им. Как ни странно, но и последние два таких близких тысячелетия для нас полны мрака времен, коренных безвозвратных изменений и таких небывальщин, что диву даешься! — чего уж говорить о временах в два, а то и в три дольших? Менялись времена, народы, природные условия, быт. Сменялись и представления о погребении мертвых своих. С давних, ледниковых времен хоронили люди предков своих, укладывая их яко лежали они во чреве матери своей да посыпали красной охрой. Но, вот, когда настала пора оседлых селений среди стад и полей — тела предков стали хоронить под полами домов своих, но отделяя после разложения плоти главы их мертвыя. Те черепа изымалися с почетом омывалися и искусно покрывалися бренной глиной, что словно возвращала былые черты досточтимого предка. А во пустые глазницы его вкладывались раковины каури. По крайней мере, так поступали в седьмом тысячелетии до нашей эры под стенами того места, что после будет известно как Иерихон.
Сменяются века, проходят столетия и усложняется язык знаков у одних народов и с почти чистого места заимствуется что-то иными. Вот, уже где-то не головы предков, но лишь образы их ваяются почтительными умельцами. И меньше они выходят размерами, и порой не находятся те самые раковины морские, но подбираются заместо них косточки финика плодородящего, что зарытые в землю — жизнь зачинают новую. Тако же если изваяньице еще меньше — зерна хлебные встают в место очей.
Общим у всех них остается вид глаз: продолговатые, с разрезом-впадиной по всей длине, но уже не идет и речи о сохранении черт сходства личины лепной с ликом былым. Быть может, не было должного искусства у делателей или не находили нужды в ней те, кто перенял некие приемы у живших до них укладом иным. И появляются на свет диковинные видом не то куклы, не то истуканчики, что и на человека обличием похожи лишь отдалено, но роднит их всех разрез их продолговатых глаз.
Но, вот, наступает пора Убейда и ширятся его дальние связи и разносится далеко отблеск влияния образов его. Не с пустого начинает жить общество новое и многое оттуда и от них заимствовано умами тех людей. Впрочем, привносят те роды людские и что-то прежде небывалое: так в южных селеньях всё чаще хоронят мертвых своих смирно лежащими на спине и за пределами селений живых. И невелико еще погребальное убранство мертвецов: горшки да плошки, но порою среди предметов скорбных тех обнаруживались и изваяния ликом своим ящеров напоминающих больше. Но что же за образины они? Ужели то человеки? — не берусь здесь я судить, но лишь только отмечу, что большую часть лица занимает продолговатый знакомый разрез глаз.
Стройны телами те изваянья и будто бы волосы изображают черные шапки смоляные и примечательны волнистые линии на плечах их или причудливые шишки-нашлепки. Что именно те знаки собой представляют — не знаю, но известно мне, что во времена дописьменные, былинные испещряли тела свои люди знаками-отметинами, что красноречиво свидетельствовали о месте носителя в обществе его (причем, на смуглую, темную кожу не чернильные наколки ложились, но глубокие приметные черты и резы).
Если же отойти от мест низовьев Великих рек за степи и горы на северо-восток — в края современного южного Туркестана, то сможем и здесь увидеть глиняные изваяньица, чьи черты пре всей своей диковинности будут нам знакомы чем-то. И то знакомое для нас кроется в разрезах глаз пустых и тех наростах, что плечи покрывают. Есть и еще черты, что в Междуречье дальнем смысл особый сохраняют, но то касаться будет уже иных значений.
#cka3ka cka3ok #докерамический неолит #ближний восток
#ярмукская культура #Убейдская культура #джейтунская культура #рептилоиды