Найти в Дзене
ИСТОРИКИ РУЛЯТ

«Суздальский змеевик» – загадочный амулет жены Всеволода Большое Гнездо

Оглавление

Одно из сокровищ Государственного исторического музея – «Суздальский змеевик». «Суздальским» он назван потому, что был обнаружен в 1890 году в Суздальском кафедральном соборе. Этот загадочный предмет представляет собой выпуклый с обеих сторон медальон из «кровавой яшмы».

О названном материале нужно рассказать особо. Речь идет об удивительном камне-самоцвете темно-зеленого цвета с ярко-красными пятнами и полосами. Древние греки называли его «гелиотроп» – «поворачивающийся вслед за солнцем». Англичане именовали гелиотроп «кровавым камнем». Известен он также как «немецкая яшма».

Экспонат Государственного исторического музея именуется «змеевиком», потому, что на одной его стороне изображены змеи с драконьими головами. Эти жуткие существа вырастают из головы Медузы Горгоны (согласно античной мифологии у этой, когда-то прекрасной, женщины волосы превратились в змей).

Здесь и далее изображения из открытого источника "Яндекс-картинки"
Здесь и далее изображения из открытого источника "Яндекс-картинки"

Змеевики были распространенными женскими амулетами в Византии и Древней Руси. Изображение Медузы Горгоны служило оберегом от болезней. Оно помещалось на оборотной стороне медальона, прилегающей к груди владелицы.

На лицевой стороне присутствовал образ христианского святого. На «Суздальском змеевике» – это семь отроков Эфесских, молодых воинов-христиан, замурованных по велению римского императора в пещере, но не погибших, а уснувших и пробудившихся через двести лет. Их имена даны на греческом языке.

Каждый из юных воинов спокойно спит, подперев голову рукой
Каждый из юных воинов спокойно спит, подперев голову рукой

А по краям змеевика с обеих сторон крупно вырезаны древнерусские надписи. В одной содержится обращение к Господу помочь «рабам своим в святом крещении Марии и Хрестине, в миру же Миославле со старейшей дочерью». На другой стороны раскрывается суть просьбы: как Спасителем был дан сон семи отрокам Эфесским, так теперь Иисуса Христа молили «Георгию и Хрестине» даровать сон «живой и мирный» и угасить «силу огненную».

Расшифровка надписи на "Суздальском змеевике" сделана М.В. Щепкиной
Расшифровка надписи на "Суздальском змеевике" сделана М.В. Щепкиной

Не очень понятным остаётся мирское имя Марии: "Миославля"?

Но М.В. Щепкина объяснила: мастер просто забыл отобразить первую букву «л» в имени Милослава и добавил её в окончание. Так получилось слово «Миославле» вместо «Милославе»: в заклинательной молитве против болезни лучше было поставить лишнюю букву, чем что-нибудь пропустить.

Итак, Милослава, в крещении Мария, молит о избавлении своих детей от какого-то недуга.

Кто же это женщина? Милослава имя чешское. Скрупулезный анализ надписи на змеевике привёл М.В. Щепкину к выводу, что для автора надписи родным языком был не русский, а чешский.

Исходя из этого исследовательница, полагает, что владелицей «Суздальского змеевика» была жена правившего во Владимиро-Суздальской земле князя Всеволода Большое Гнездо Мария Шварновна: в летописях её называют «чехиней». [Щепкина М.В. О происхождении Успенского сборника // Древнерусской искусство. Рукописная книга. М.: Наука, 1972. С.75–76].

Вслед за М.В. Щепкиной эту точку зрения принял ещё ряд авторов, в том числе биограф Всеволода Большое Гнездо А.Ю. Карпов. Он предположил, что на змеевике речь идет о четырех лицах: жене Всеволода Большое Гнездо Марии (заказчице медальона), её сыне Юрии, «невестке Христине-Миославе и старшей безымянной (только что родившейся?) дочери последней» (т.е. внучке княгини) [Карпов А.Ю. Всеволод Большое Гнездо. М.: Молодая гвардия, 2019. С.271–272].

Нам эта версия представляется слишком сложной.

К тому же она не имеет опоры в источниках, да и не соответствует смыслу надписей на змеевике. Из них ясно следует, что Мария – крестильное имя Милославы. Тогда Христина – имя её старшей дочери, а Георгий – её сын Юрий Всеволодович (будущий основатель Нижнего Новгорода).

Но почему Мария указала на обереге имя старшей дочери, но забыла упомянуть старшего сына, Константина? Как вы думаете, уважаемые читатели, в чем тут дело?

Вам не кажется, что здесь кроется какая-то загадка?

Жду ваших версий!

#женщины_древней_руси l#история древней руси #история #история россии #Суздаль #всеволод большое гнездо

Читайте другие статьи нашего канала о домонгольском периоде русской истории:

Юрий Долгорукий – обладатель Городца на Остре и основатель Городца на Волге

Абрам-строитель – не мордвин, а смолянин? Объяснение легенды об Абрамовом городке, мнимом предшественнике Нижнего Новгорода

Был ли у Нижнего Новгорода булгарский город-предшественник? У официальной версии основания Нижнего есть противники

Кто подал мысль князю Юрию Всеволодовичу основать город на слиянии Оки и Волги

Какой нижегородский монастырь древнее, Благовещенский или Печерский?

Черные клобуки – печенеги-христиане, предки казаков