Майская новость молнией прошлась по всем каналам новостей: «Французы оставили Москве автозавод, построенный при техпомощи американцев!» Московский автозавод, сменивший восемь названий, возник благодаря договорённости Советского Правительства с Генри Фордом о создании массового автопрома в СССР.
Довоенный советский период
Промежуточным этапом договорённости с американцами стало строительство в Москве завода для сборки машин из поставляемых американцами комплектов. Пустая площадка в течение года, начиная с 29-го, стала автосборочным заводом, считавшимся Московским. Сборка американок из заокеанских комплектов началась в 30-м году.
В 30-м году вместо Московского он стал Государственным, получил имя КИМ, что расшифровывалось как Коммунистический Интернационал Молодёжи. Фордовские легковушки модели А и грузовики АА из американских комплектов собирали до 33-го года, в котором комплектующие пошли из Горького. Завод КИМ стал на современном сленге «дочкой» «Русского Детройта», так печатные издания нарекли Горьковский автозавод.
Спустя девять лет завод обрёл самостоятельность и изменения в названии в виде Московский автозавод. Имя КИМ осталось в наименовании. Специалисты завода во главе с А. Н. Островцевым (главный конструктор), пришедшим из НАМИ, набрались опыта и смогли, говоря современным языком, адаптировать Ford Prefect под московское производство, дав ему имя КИМ-10.
До войны создали опытные образцы, испытали и выпустили порядка четырёх сотен экземпляров в кузове седан с четырьмя дверями и двухдверном фаэтоне. В перспективе автомобиль должен был стать доступным в качестве индивидуального приобретения для состоятельных граждан СССР.
Послевоенный советский период
После войны завод быстро восстановили. В качестве основы новой модели взяли опелевский Кадет 37-го года. Машина была отработана в производстве, предназначалась для индивидуального использования и подходила под условия эксплуатации в климате Союза. Она получила имя «Москвич 400» и имела три кузова и шасси для спецфургонов.
Последующие 23 года завода считаются наиболее плодотворными. Шла быстрая смена моделей, их совершенствование, создание экспериментальных экземпляров и малых серий, на которых проверялись новые идеи. Машины третьего поколения 408 и 412 моделей пользовались спросом за рубежом, активно участвовали в международном спорте.
Этапным стал 68-й год, когда заводу дали имя Ленинского комсомола. Началась реконструкция с обновлением оборудования по технологии Рено. Одновременно на конвейер становились новые модели с четырёхзначным индексом 2138 и 2140, созданные под руководством ветерана предприятия А.Ф. Андронова (главный конструктор).
В 74-м выпустили двухмиллионный 412-й «Москвич». Идея создания машины четвёртого поколения с приводом на передок привела к созданию опытных образцов, которые не одобрило руководство автопрома. 41-й Москвич родился по предписанию свыше из французско-американской Симки, признанной первой автомоделью Европы-76. Машина, сделанная вопреки, оказалась одной из последних.
Послеперестроечный период
Перестройка стала причиной появления в 93-м году акционерного общества с именем «Москвич». Продолжали модернизировать 41-й, давая ему новые индексы и имена, в которых постепенна доля импортных комплектующих перевалила за половину. Дефолт подрубил экономику завода, сделав его к 2010-му году банкротом.
Пришествие французов началось с 98-го года. Они выкупили у столичного правительства долгострой в виде цеха моторов АЗЛК, назвали его «Автофрамос» и начали выпускать Рено шести моделей от Логана до Дастера по 175 тысяч в год. Спустя 16 лет предприятие стало называться «Рено Россия» и прекратило своё существование внезапно в 2022-м мае.
Сейчас новый «Москвич» будет производить легковушки с ДВС с перспективой освоения камазовских электромобилей. Какие автомобили будут, как их будут делать, покажет время. Можно только пожелать, чтобы марка «Москвич» продолжалась и пользовалась спросом среди россиян.
С этим читают:
Изучил ТОП-6 автомобилей АвтоВАЗа, проданных в 21 году. Каждая 5-я легковушка в России вазовская, сделал оптимистический вывод
Россияне хотят ездить на электромобилях, но есть 5 сдерживающих их распространение в России факторов
Одна из последних Волг. 5 причин, помешавших ГАЗ-3105 стать серийной
#авто #история #интересные факты #ссср #транспорт #отечественный автопром #автомобили #москвич