...не участвует в бесплодной дискуссии о «болонской» системе, а преподает по своему методу.
Приведем два примера, доказывающие приоритет «метода» над «формой» образования. Примеры взяты из книги:
Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцев. – Санкт-Петербург: Издатель А. Г. Зайцев, 2022. – 346 с.
КРЕАТИВНЫЙ ТИП
Вошел в аудиторию профессор и начал освещать тему, не обращая внимания на студентов, как бы разговаривая с самим собой.
Студенты слушали, слушали, и один из них восклицает:
– Мы не можем вас записать!..
Профессор замолчал, а потом говорит:
– Существует три типа студентов. Первый тип – «правильные». Они садятся в первых рядах и стараются записать все, что говорит лектор… слово в слово. Приходит время экзаменов, они открывают тетрадь и не могут ничего понять. И тогда берут в руки учебник и готовятся по нему. Другой тип – «имитаторы». Они садятся на задних скамейках, открывают смартфоны и делают вид, что внимательно слушают лектора. Они знают, что придет время, они найдут информацию в книге или Интернете и подготовятся… Наконец, есть третий, продвинутый тип студентов – «креативные». Они слушают лектора и пишут собственные мысли – «резюме», или выводы для себя. Их «резюме» могут касаться будущей профессии, собственной жизни… чего угодно. И так они научаются анализировать и обобщать…
– Какой тип лучше? Выбор сделайте сами, – заключил профессор.
И продолжил лекцию, разговаривая с самим собой.
«МОЗГОВНЯ»
«Есть разные степени знания. Полное знание есть то, которое освещает весь предмет со всех сторон. Усвоение знания совершается концентрическими кругами».
Эта мысль принадлежит Толстому.
Любимый профессор читал лекции по психофизиологии и руководствовался именно этой педагогической идеей писателя.
Концентрический подход в освещении предмета (по Толстому) можно представить в виде «ядра», в котором заключена идея, или концепция, предмета и которая должна излагаться в первую очередь. А далее на это «ядро» кругами должна наслаивается новая информация, в результате чего формируется «информационный ком», дающий полное знание о предмете.
Понятно, что такой способ преподавания наиболее перспективен и очень сложен. Соответственно, он может быть реализован только человеком с научно-исследовательским складом ума.
Профессор психофизиологии, как можно было понять, принадлежал именно к таким преподавателям.
Далее скажем, что любимой темой профессора был «мозг». С «мозга» он начинал каждую лекцию, а затем переходил к другим органам и системам.
Нередко лекции профессора носили «натуральный» характер. Он выбирал персонаж и рассказывал, что происходит в его мозге, организме и психике в течение дня.
Среди персонажей были и студенты. И когда профессор рассказывал о психофизиологии ленивого студента, он называл его мозг «мозговней».
На лекциях профессора нередко побуждал студентов к дискуссиям, например, об особенностях функционирования мужского и женского мозга.
В результате студенты сходились во мнении, что женский мозг настроен на запоминание всей информации, которую подает (передает) преподаватель на занятиях. Образно говоря, женский мозг старается «консервировать» практически любую информацию, чтобы потом ее пересказать. Поэтому «консервирование» становится определяющим способом накопления знаний у женщины, приводящим к консерватизму.
«Женский ум состоит из чужих знаний и собственных хитростей, а должен состоять только из доброты для всеобщего счастья» (цитата профессора).
А вот мозг мужчины работает по-другому. Он «просеивает» подаваемую информацию, оставляя в памяти «нужное». Чтобы просеять и присвоить нужную информацию в голове мужчины есть концепция (идея, взгляд, подход) и способности к анализу и синтезу (обобщению). Таким образом, мужчина, в отличие от женщины, не замусоривает свой мозг чужой, нередко ложной, информацией, а оставляет в голове место для собственной – продукта резюмирования.
«Все лучшее в мире создано умом и руками мужчин, но под влиянием любви к женщине» (цитата профессора).
P,S.
О выше указанной книге:
Главная мысль в книге – мысль педагогическая: «счастье доступно только людям воспитанным».
Основной метод письма – научно-художественный метод Михаила Зощенко.
С позиции эволюционной психологии и мотивационной педагогики авторы (доктора наук) описывают основные этапы жизни современных людей (с рождения до старения), обогащая текст литературно-художественными сочинениями.
Подробнее о книге в статье «Человек несчастен – и не знает почему: Психоанализ по Зощенко» на Канале «Воз сена» (Яндекс Дзен).