Найти тему
Стиль жизни

Тридцать три лика Максимилиана Волошина

Львиная грива волос, окладистая по-купечески борода, крупные черты лица, выразительный до пронзительности взгляд - вот типичный портрет Максимилиана Волошина. На его основе, следуя обаятельности зрительного обмана, создавали и образ в целом. Глубина, сила и красота здесь настолько нарочито выпуклы, что поневоле закрадывается сомнение в их подлинности. Но таково гипнотическое очарование стереотипом. Оно сильнее не только сухого факта, но и иного взгляда на, казалось бы, привычное. 

Несмотря на обширное наследие поэта, художника, философа и переводчика Максимилиана Волошина, огромное количество фото и архивных документов, его акварелей, воспоминаний о нем современников, в жизни его до сих пор много, как сказали бы географы, белых пятен. 

-2

Фигура Волошина до сих пор ставит его исследователей в тупик. Кем же он был на самом деле: гениальным мистификатором или неким подобием Протея? Греческое божество, как известно, обладало даром пророчества, но и умело принимать облик зверя, воды, дерева, и символизирует непостоянство, изменчивость и непредсказуемость.   

Эта непредсказуемость и стала причиной многих драм в жизни поэта. 

Остановим наше внимание на нескольких эпизодах жизни Волошина.  

-3

Вековая застенчивость русского человека в вопросах пола начала было освобождаться от своих пут в конце XIX, начале XX веков. Василий Розанов выдвинул на тот момент революционный лозунг: «Пол – это душа!». Любовь земная, Афродита-Пандемос, и любовь небесная, Афродита-Урания, посеяли в умах художников начала века настоящий хаос. А потому и не удивительно, что взаимоотношения творческой интеллигенции того времени носят вольный характер хлыстовской общины. Союз двух сердец, где оба вида любви, освещенные браком, сосуществуют в гармоническом единстве, расширяются до рамок чуть ли не всемирности. Ну, или, по крайней мере, трех человек. 

Так случилось и с первой женой Волошина не без косвенного влияния самого поэта, художницей Маргаритой Сабашниковой. 

-4

В роли злых гениев здесь выступили сразу два человека, супруги: поэт Вячеслав Иванов и писательница Лидия Зиновьева-Аннибал.

-5

У четы Иванова-Зиновьева возникла идея создания семьи нового типа: если два человека совершенно слились воедино, то они могут любить и третьего. Такое сосуществование трех в одном должно явиться прототипом «новой человеческой общины» или «началом новой церкви, где Эрос воплощается в плоть и кровь». Поначалу роль третьего в соборной идее Иванова была отведена Сергею Городецкому, чуть позже он реализует ее в отношении с Есениным. Но нас сейчас интересует Маргарита, которая явилась на языческий зов Иванова: «Чаровал я, волховал я, Бога-Вакха зазывал я». 

-6

Уже через некоторое время союз становится настолько спаянным, что Зиновьева-Аннибал обращается к «Сирене-Маргарите» со словами: «Ты вошла в нашу жизнь, ты принадлежишь нам. Если ты уйдешь, останется мертвое… Мы оба не можем без тебя». 

Не трудно убедиться в том, что Волошина в этой семейной ячейке нового типа нет. И поэтому он порывает отношения с двумя Афродитами в лице неверной Маргариты.  

Снимки той поры (у Волошина был хороший фотоаппарат) лучше всяких слов говорят о том, чему более-менее пристойное название человечество еще не придумало: словно мучимая демонами с какими-то белесыми зрачками – Зиновьева-Аннибал, автор скандально знаменитого романа «Тридцать три урода», не менее выразительный хозяин известной Башни, Иванов; Сабашникова в шляпе с птичьим пером, воздушная, лукавая – вот-вот, кажется, взмахнет крылом и улетит. 

-7

А вот и новые действующие лица второго акта драмы жизни Максимилиана Волошина: скромная учительница Елизавета Ивановна Дмитриева, Черубина де Габриак и поэт Николай Гумилев. 

Оставленный муж в утешение себе выдумывает Черубину де Гибриак. 

-8

Черубина - изящный и неправдоподобный, томный и ядовитый цветок символизма. Неожиданно распустившийся и столь же внезапно увядший. 

Каждый сочинявший эту пленительную и остросюжетную сказку, в конце концов, сделался одним из ее персонажей. 

А начиналось все очень обыденно. В Петербурге. Где сама атмосфера и декорации - кажется, способствуют тому, чтобы из обыкновенной дворянской девушки со склонностью к мистицизму и экзальтации (а кто в то время не был мистиком?) не выпорхнула бы Сапфо или Прекрасная Дама. 

По окончании Императорского Педагогического института, где она изучает историю средневековья и французскую средневековую литературу, Дмитриева едет в Париж. Пишет стихи. О чем может думать барышня в осьмнадцать лет? Конечно же, об инфантах, брильянтах, грандах и принцах, которых «все нет». 

В Париже Дмитриева занимается испанской средневековой литературой и историей и знакомится с молодым декадентом Николаем Гумилевым. Вот здесь-то и происходит завязка будущей драмы, варианты которой каждый из участвующих в ней, а особенно большое количество литературоведов и заинтересованных сторон, трактует по-своему. 

-9

Кто-то говорит, что у них был роман и Гумилев посвятил Дмитриевой несколько своих стихотворений. Гумилев просил ее руки, но получил отказ. По версии Ахматовой (позднее «атрибутировавшей» любовную лирику Гумилева безапелляционной резолюцией - «мне») все было не так. 

Гумилев вводит Дмитриеву в тогдашний контекст литературной жизни.

-10

Позже на «Башне» Вячеслава Иванова, еще до того, как там совьет себе гнездо тройственный союз, Дмитриева знакомится с еще одним персонажем будущего спектакля, с Волошиным. Между ним и Дмитриевой, по воспоминаниям самой Дмитриевой, вспыхивает романтической чувство. Любовь к Гумилеву естественно ему не помеха. Максимилиан Волошин требует от Дмитриевой, чтобы она, как принято сейчас говорить, «определилась». Он или Гумилев? В «Исповеди» Дмитриева простодушно описывает эту трагикомическую ситуацию: «Мне все казалось: хочу обоих, зачем выбор!» 

И тогда Волошин выдумывает образ Черубины де Габриак. Стихи под псевдонимом Черубины де Габриак были опубликованы в «Аполлоне» в 1909 году и имели колоссальный успех, в особенности, добавим, у поэтов мужчин.

-11

Но… любовь втроем закончилась дуэлью между Гумилевым и Волошиным. И чуть было не стоила жизни обоим. Кстати, дуэль происходила на Черной речке, где был убит Пушкин. 

-12

Значительно позже, в 1921 году, поэты встретились вновь и пожали друг другу руки. Через некоторое время Гумилева не станет…

Что это: банальный флирт или искупление провозглашенных некогда истин?

Интересно, что метания Волошина не заканчивается с революцией. Но приобретают иной характер. 

-13

Октября он вроде бы не принял. Потрясение было таким сильным и тяжелым, что целый год он не может написать ни строчки. И в то же время поэт развивает бурную деятельность. Иван Бунин, удивленный и обескураженный кипучей пореволюционной деятельностью поэта в заметке о нем восклицает: «…на кого же…похож он?… Кряжистый бурмистр крепостных времен? Приап? Кашалот?».     

Именно в это время в «Известиях» появляется заметка со словами: «К нам лезет Волошин, всякая сволочь спешит теперь примазаться к нам…». 

-14

Справедливости ради, стоит отметить, что «примазывается» Волошин не для одного себя. В его доме в Коктебеле находят убежище, как гонимые красными, так и белыми. В 1918 году он останавливает разгром имения Э.А. Юнге, где хранилось множество произведений искусства и редкая библиотека. И в следующем году с мандатом «комиссара по охране памятников древности и искусств» спасает от погрома немало культурных ценностей Крыма. 

-15

И все-таки, волна большевистского террора его не коснулась. Ни на фотографиях, ни на акварельных полотнах того периода нет и намека на то, что можно было бы назвать тревогой или травлей. Все та же китайская безмятежность, созерцательность, медитативность. Какая-то в них разлита нега и нежность, словно Волошин, не нашедший подкрепления своей веры в человека в реальности, решил излить всю любовь на окружающую природу Крыма. 

-16

Среди желтоватых, сумеречных, пустынных пастельных полотен ни одного человека. 

От революции Волошин скрывался в Коктебеле. Девятый вал его не коснулся. Он - в колыбели красоты, спокойствия и неги, в древней Киммерии, в Доме Поэта, который построил своими руками. 

На свой дом, где с 20-й по 30-е годы обрели приют и недолгий отдых доживавшие свой век поэты, писатели и художники уходящего Серебряного века, среди них: Мандельштам, Цветаева, Бальмонт, Бердяев, Андрей Белый, Алексей Толстой, Ахматова и многие другие, - Волошин имел охранную грамоту.

-17

И лишь к 1928 году круг над ним сужается. Дом Поэта обкладывается непосильным налогом. Его хотят отобрать, поскольку частная собственность вместе с собственниками – гнилой пережиток темного прошлого. Скудной зарплаты – 60 рублей в месяц, как деятелю ЦЕКУБУ (Центральной комиссии по улучшению быта ученых) не всегда хватает на жизнь. Волошин еще пробует заигрывать с властью, отписываясь статьями, где громит русский империализм. Но дни его сочтены. Снимки последней поры – дряхлый старик с палочкой, уставший, сутулый, от прежнего античного Бога только кудри, изрядно поседевшие. 

-18

Русский поэт на фото 1931 года, словно прощается со своими друзьями, которые всегда находили в его Доме Поэтов гостеприимный кров. 

Чрез год его разобьет паралич, усилится астма, и он уйдет в тот далекий и призрачный край, намеками на который полны его коктебельские пейзажи. Пейзажи, чьи четкие контуры, глубина и непередаваемое обаяние, будто примиряют человека с самим собой: 

Был влажный вечер, выцветший от зноя,

И дали осмугленных облаков… 

Облака, горы и море. И больше никого и ничего. 

Никого? Нет, в конце 20-х, начале 30-х Афродита-Урания уступит место Афродите-Пандемос. И Волошин обретает то простое семейное счастье, которое искал и не находил в круге столичной богемы.  

-19

Рядом с ним – Мария Степановна Заболоцкая. С ней он знакомится у одра угасающей матери. Мария Степановна – ученица и воспитанница народника Михайловского, вначале на правах сиделки и помощницы в скором времени становится его ангелом-хранителем, Марусей. Почти на всех фотографиях она справа от мужа. 

-20

Маруся и закроет Волошину глаза, когда в 1931 году, после того, как его разобьет паралич, усилится астма, и он уйдет в тот далекий и призрачный край, намеками на который полны его коктебельские пейзажи: 

-21

Был влажный вечер, выцветший от зноя,

И дали осмугленных облаков. 

Холмы пустынь и синих гор зубцы,

Вечернею увенчанные славой… 

-22

p.s. Друзья, дзен практически прекратил платить за публикации. Поэтому судьба канала в ваших руках. Поддержите канал не только словом, Заранее благодарен!