Наверное каждый из нас сталкивался с такой ситуацией: аппаратура выглядит просто шикарно, но сделано безалаберно, стараясь сэкономить на всем. Вот в мои руки попала аппаратура, которую можно смело назвать эталоном конструкторской культуры СССР.
Выпуск переносных радиоприемников на Ленинградском радиозаводе начали в 1960 году с маленького карманного приемника "Нева". В 1964 году завод перешел на улучшенную модель "Алмаз", но это были простые двухдиапазонные радиоприемники. Покупательский спрос уже больше требовал компактные всеволновые переносные радиоприемники. Среди прочих вопросов, перед конструкторами встала задача выбора конструкции переключателя диапазонов.
Барабанная конструкция, хорошо зарекомендовавшая себя на знаменитых радиоприемниках "Спидола", была слишком огромной. Конструкторские коллективы пошли разными путями. Рижские конструкторы еще с ламповых приемников сохранили любовь к ползунковым переключателям и в новом трехдиапазонном приемнике "BANGA" применили вот такую конструкцию
Конструкторы Ленинградского завода "Радиоприбор", создавая "Сонату", отмели такой малонадежный и устаревший переключатель и для переключения диапазонов применили закрытый галетный переключатель. Для 60х годов это было просто революцией в элементной базе бытовой аппаратуры
Радиоприемник обеспечивал прием в четырех диапазонах: ДВ,СВ, КВ-1, КВ-2. Это удачное решение будет потом применено во многих других марках советских радиоприемников.
При очередной модернизации было выдано Техническое Задание на увеличение количества поддиапазонов КВ и конструкторы перешли на переключатели П2К, которые были в те годы на пике популярности. Новый радиоприемник "Соната-201" обеспечивал прием уже в шести диапазонах ДВ, СВ, КВ-1, КВ-2, КВ-3, КВ-4.
А вот теперь внимательно посмотрим на конструкцию приемника:
Посадочные места на корпусе, на месте крепления ручки переноски, имеют форму ступеньки. Эта неприметная хитрость спасает ручку от поломки при боковых ударах.
Беда переносных радиоприемников, это утерянные ручки регулировки. Посмотрите на Авито те же знаменитые "Океаны"-половину продают без ручек. У "Сонаты-201" ручки мало что составные, ток еще и фиксируются на оси двумя болтами.
Тонкие провода с катушек на ферритовой антенне идут сначала на переходные платы, а оттуда уже многожильными проводами на плату.
Сама ферритовая антенна прочно стянута хомутом на винт.
Электропитание радиоприемника универсальное: можно использовать две "плоские" батарейки КБС (3336) или аккумулятор 7Д-0,115, а можно и "Крона". Клеммы подключения у них разные, но все решено просто: в комплект радиоприемника входит специальный контейнер.
Вся схема собрана на двух платах. Платы крепятся не напрямую к корпусу, а к прочному и легкому каркасу из металлического сплава. Это не только спасет платы при падении радиоприемника, но и добавляет прочность корпусу.
Ну а теперь самое главное: обратите внимание на расстановку деталей на плате
Я такой идеальной до перфекционизма расстановки не видел даже в аппаратуре именитых зарубежных фирм.
Невольно вспоминается мудрость, которую нам твердил профессор в университете : "Красивая выполненная конструкция не может плохо работать."
Вот такой замечательный радиоприемник создали конструкторы Ленинградского завода "Радиоприбор". в далеком 1971 году. Через три года они же освоят производство радиоприемника высшего класса "Ленинград-002".
Загляните еще в ОГЛАВЛЕНИЕ моего канала, там много интересных и полезных статей.
#электроника #ссср #интересные факты #история