Джо Сатриани в декабре 1993 года был приглашен в DEEP PURPLE после ухода Ричи Блэкмора - первоначально для того, чтобы помочь им закончить тур в Японии, но в итоге остался ещё и на европейский летний тур группы в 1994 году. В недавнем интервью Джо рассказал подробности о своем решении отказаться от дальнейшего постоянного участия в PURPLE.
Джо начал издалека: «Я во многом стараюсь брать пример с тех гитаристов, игра которых легла в основу моего собственного стиля, например, с Джеффа Бека. Я всегда видел ту свободу, с которой он играл с любыми интересными для него музыкантами, и видел, как они вдохновляли его делать разные новые штуки, и это действительно здорово.
«Я очень люблю смотреть на него вживую, на концертах, мне нравятся его альбомы, и он всегда прогрессирует как гитарист. Его игра - загадка для меня. Он просто всё время продолжает идти вперед. А мне нравится такое отношение к делу - постоянно двигаться вперед. Тут надо отметить, что его выступления не похожи на шоу традиционных групп, которым всегда приходится играть свои хиты».
«Например, когда AEROSMITH заканчивают концерт, они просто должны сыграть те песни, которые являются их хитами. Они должны сыграть Janie's Got a Gun, они должны сыграть Dream On. Они не могут сделать концерт без этих песен. А Джефф Бек никогда не должен делать ничего такого, чего он не хочет (смеется). Он легко может сказать: «Нет, сейчас вот так. Послушайте сегодня вот это. Никто другой так не может делать. А я могу делать так» (смеется).
Мне нравится такое отношение. Ну да, это такой рискованный ход. Вы упускаете весь этот вклад от группы и упускаете шанс войти в мейнстрим. Джеффу Беку очень трудно попасть в мейнстрим, как AEROSMITH или любой другой поп-группе, когда разговор идет о миллиардах показов в сети и появлений на телевидении, обо всех этих наградах и тому подобном. Однако все знают и уважают Джеффа Бека как гитариста, как музыканта, как композитора, и никому и в голову не приходит ожидать, что он когда-нибудь изменит свое отношение. Нам всем нравится, что он бунтарь, он такой и есть».
Джо продолжил: «Мне пришлось сделать подобный выбор, когда Роджер Гловер из DEEP PURPLE попросил меня присоединиться к ним в качестве постоянного участника. И вот тут я подумал, что я Джо из Лонг-Айленда. Я не из этой британской королевской хард-рок-легенды. Я точно знал, что я просто не оттуда. Я всегда был очень большим поклонником стиля Ричи Блэкмора и подумал, что никогда не смогу что-то изменить. Мне всё время придется в чём-то копировать Ричи, а я не хотел этого делать».
«У меня есть друзья, которые успешно заменяли известных музыкантов в группах», - добавил Сатриани. «Но я помню то, что они всегда говорили в конце. Я помню, как Стив Вай сказал мне однажды: «Джо, если ты можешь, никогда не заменяй никого из известных в группах, потому что есть фаны, и они никогда не позволят тебе забыть о том, на чьё место ты пришёл. Тебя всегда будут сравнивать с тем первым парнем, которого ты заменил». Поэтому я подумал, что пожалуй рискну отказаться. У меня хорошие отношения с моими собственными фанами, и я буду с ними и постараюсь делать мои альбомы все лучше и лучше».
Недавно в другом интервью Сатриани оценил выбор группой DEEP PURPLE гитариста Саймона Макбрайда в качестве временной замены Стива Морса. Он назвал ирландского гитариста «отличным решением» в сложившейся ситуации.
В конце марта было объявлено о временном перерыве в работе Морса с легендами классического рока. В своем заявлении он сказал, что надеется, что сможет вновь присоединиться к PURPLE в туре после того, как его жена Джанин выздоровеет.
«Саймон отлично подойдёт, так что всё действительно здорово», - сказал Джо Сатриани. «Я имею в виду, что группа по стилю близка к Саймону, а Саймон отличный гитарист».
В 1994 году Морс по сути занял место Блэкмора в DEEP PURPLE, но в тот момент он заменил именно Джо Сатриани, и с тех пор Стив в группе уже дольше, чем Ричи.
В мае 2018 года на официальном канале Ричи Блэкмора был опубликован фрагмент его старого интервью, в котором он назвал Сатриани «блестящим игроком», но при этом раскритиковал его за то, что он «никогда не искал нужные ноты по-настоящему» или «играл не те ноты». Блэкмор сказал: «Если вы всегда играете правильные ноты, значит, что-то не так - вы не ищете, вы ни к чему не стремитесь».
Джо спросили, что он думает по поводу этого комментария Блэкмора. «Ну, мне очень жаль, когда кто-то, на кого я всегда равнялся и равняюсь, говорит обо мне что-то негативное», - сказал Джо.
«Меня критикуют по обе стороны баррикад за совершенно противоположное», — продолжил он.
«И я не совсем понимаю ситуацию, я думаю, что в большинстве случаев, если кто-то критикует другого, он делает это потому, что чувствует, что ему бросили вызов, и хочет как-то это зачеркнуть. Так что я думаю, именно поэтому он решил сказать что-то негативное обо мне. Я мог бы просто посмеяться над этим, потому что я сам так не делаю никогда. Но у меня есть ещё лучшая позиция - я смотрю только на позитивные стороны другого музыканта и сосредотачиваюсь на этом».
В оригинальном интервью Блэкмора, которое, по-видимому, датируется 1997 годом, он заявил о Сатриани и Морсе: «Я очень рад, что DEEP PURPLE наконец-таки нашли себе гитариста, а то я думал, что буду прикован к этой группе навсегда, на всю мою оставшуюся жизнь. И вот, к счастью, они сказали: «Мы нашли гитариста». Фух, слава Богу, я могу идти своей дорогой!
«Я мало слушал новые записи DEEP PURPLE. Но я отлично знаю, что и Джо Сатриани, и Стив Морс - великолепные музыканты. Я хорошо помню Стива Морса по DIXIE DREGS, фантастическая группа. Правда, я думаю, что одни люди играют от сердца, а другие от головы. Я предпочитаю играть от сердца, и мне поэтому нравятся некоторые блюзовые исполнители, например Джефф Хили. Я думаю, Джефф Хили великолепен».
«Когда я слышу, как кто-то очень технично бегает вверх и вниз по грифу гитары, я послушаю пару минут, а потом начинаю скучать и думать о других вещах, например, как пойду играть в футбол или ещё о чем-то подобном, Но мне нравится, когда кто-нибудь пытается что-то сделать, у него не получается, но потом он все-таки добивается результата».
«Джо Сатриани - очень отточенный исполнитель - иногда его гитара звучит слишком отполированно, и мне это порой надоедает. У разных музыкантов разные, свои собственные особенности. Одни сочиняют музыку из головы, это - техника головы, но бывает техника сердца, бывает блюзовая техника».
«Лично я сейчас увлечен техникой менестреля, когда я слышу, как кто-то играет на лютне, меня это сразу цепляет, не знаю уж, почему. Гитаристы мне кажутся скучными, но это не значит, что я считаю себя скучным».
«Я думаю, что моя главная цель - тронуть людей, чтобы они чувствовали музыку сердцем. Когда мне говорят: «Я не знаю, что ты делаешь с гитарой, но я просто чувствую, что в этом что-то есть» - это для меня невероятный комплимент, в отличие от: «Ты бегаешь вверх и вниз по грифу очень быстро. Это замечательно». Это означало бы, что я просто чертовски отрепетировал свою технику игры на гитаре. Типа, я иду от А к Б, но ничего не вижу по дороге».
Читать также:
- Первый концерт «DEEP PURPLE» с новым гитаристом. Видео