Найти тему
5,7K подписчиков

СТРАДАНИЕ КАК СПОСОБ ИЗБЕЖАТЬ НАКАЗАНИЯ

1,2K прочитали

Разберём историю с самого начала. Маленький ребёнок растёт в деструктивной семье. Он испытывает бессилие от невозможности что-то изменить, ему тревожно и страшно. 

Чтобы спастись от бессилия, он уходит в вину. Чувство вины даёт ощущение контроля : «я плохой , но вдруг я исправлюсь , и всё наладится». 

Помимо чувства вины ребёнок ищет другие способы контролировать эту максимально тяжёлую для психики ситуацию. Подключается магическое мышление, придумываются ритуалы для снятия тревоги : «если я сейчас затаю дыхание на минуту, то папа не будет обижать маму дома».

Испытывая вину, малыш ощущает , что за эту вину должно быть некое наказание. Если я наказан, то вины становится как будто меньше. Появляется мысль: «если я, виноватый, сейчас отстрадаю, то может быть я буду прощён, а это страдание засчитается вместо чего-то ещё более страшного».

Формируется когниция: «я плохой, и должен быть наказан, тогда ничего страшного не случится дома. Я смогу контролировать ситуацию».

Здесь уже недалеко до селфхарма (самоповреждения), р#п# и других видов аутоагрессии.

Во взрослом возрасте такой человек не может перестать жить в напряжении, страдании и тревоге, потому что подсознательно есть установка: «если я не отстрадаю заранее, не откуплюсь за свою вину, то меня ждёт что-то ещё более страшное».

И вишенка на торте: страдание зачастую является единственным способом выражения гнева, который подавлен , потому что вы привыкли, что чувства выражать нельзя,что за них будут ругать. Мощный гнев перерабатывается в страдании на износ. В этом также есть и элемент пассивной агрессии: «Посмотрите, как я страдаю, вот умру, пожалеете!»

Очень важно понять механизмы , которые движут вами в ситуации фонового надрыва, чтобы вырваться из негативного сценария и разрешить себе жить, разрешить себе чувствовать и выражать эти чувства.

В психотерапии это возможно, хотя сделать этот шаг страшно.

Отозвался пост?