Найти тему

Саморазвитие или самонасилие

Раз за разом на консультациях и в личном сопровождении натыкаемся на одну и ту же историю.

Допустим, клиент хочет быть более собранным и продуктивным. Прям искренне хочет, пишет планы, ставит цели, делает это всё, но постоянно через силу, через надрыв. Через очень-очень большой надрыв.

Хотя на самом деле там внутри энергия творчества, запала, эйфории. И вроде бы результаты есть, а сил нет. И планировать всё так же тяжко.

Бывает и наоборот. Собранный четкий человек уверен, что ключ к новым идеям — в творчестве. И заполняет своё расписание рисованием, лепкой, эпоксидной смолой, вокалом. Всё классно, всё нравится, вот только привычная проработанная жизнь страдает.

И уже нет никаких креативных идей, потому что ум заполнен тревогой.

Корень проблемы и в том, и в другом случае одинаковый. Мы путаем саморазвитие и самонасилие.

Откатываемся немного назад, к школе и детско-родительским отношениям. Представим, что у вас в дневнике три предмета: по одному 3, по второму 4, по третьему 5. Как будут распределены приоритеты в учебе?

Разумеется, подтягивать тройку, а потом, если силы останутся, займемся четверкой. С пятеркой и так всё понятно, чего там думать-то.

А теперь вместо предметов вписываем в мысленный дневник свои навыки и стороны характера. У кого-то тройка по креативности, а у кого-то — по тайм-менеджменту. Кто-то — отличник коммуникации, а кто-то заработал похвальную грамоту по составлению табличек в Экселе.

Более того. Если взять все свои успехи и удачно разрешенные ситуации, то окажется, что там очень часто повторяются одни и те же стратегии. Одни и те же качества, одни и те же стороны.

Вот только как с той пятёркой — мы не считаем их сильными. Все, кто был отличниками в школе, отлично (случайный каламбур) это понимают: да чего там хвалить Смирнову за пятёрки, это же само собой разумеется.

Мальчики и девочки вырастают и продолжают игнорировать свои “пятёрки”. Да кому нужна моя креативность? Да кому нужен мой тайм-менеджмент? Уж лучше я засучу рукава и пойду тройки исправлять!

Когда я об этом рассказываю, всегда находится самый умный человек, который говорит: и что, это значит забить на развитие?! Забить на слабые стороны? Так и умереть никчемным? Это я всё цитаты привожу, если что.

Мир не чёрно-белый, и этот пост тоже не чёрно-белый. Я не предлагаю зачеркивать свои планы на развитие, бросать курсы и развитие в целом. Я предлагаю чуть-чуть сместить фокус, отойти в сторону и посмотреть, что мы творим. Подумать, можно ли как-то иначе.

Мы уже не в школе. Четверть уже не закончится и не надо спешить её закрывать, чтоб перевели в другой класс и не выпустили из школы со справкой.

Давай для начала составим список целей. Ты свои тройки по тайм-менеджменту и коммуникации исправляешь для чего? Для каких задач? Составляем список.

Дальше составляем список пятерок. Это те ресурсы, которые у тебя уже есть и которые ты игнорируешь. И смотрим: как мне с помощью моих “пятерок” достичь моих целей? Специально избегаю словосочетания “сильные стороны”, а то мы сильным обычно считаем только то, что собрали и выстрадали сами, как тот стул из Икеи.

И вот уже потом смотрим: а чего не хватает? Есть что-то в арсенале четверок и троек? Внимание! Мы еще тут не кидаемся ничего развивать! Не забываем, что тройка — это “удовлетворительно”! Не “ты великий неудачник”, не “ты мамино разочарование”, не “всё бесполезно”, а “у-до-вле-тво-ри-тель-но”!

И можно посмотреть: а что и правда нуждается в развитии? Может, пятерку доведем до пятерки с плюсом? Или тройку вот прям чуть-чуть подправим, по одной теме буквально. Без фанатизма.

Вот это и называется саморазвитием. Чтобы себя развивать, надо для начала себя понимать. И, желательно, любить. Вне зависимости от оценок в мысленном дневнике.