Жизнь человека в Древнем Китае была жёстко регламентирована. То, как он одевался, где жил, что ел, какую музыку слушал, как ему надлежало себя вести и т.п., зависело от социального статуса и было четко определено.
Однако было бы ошибочным полагать, что ритуал 礼 lǐ - это косные правила, навязанные человеку извне; в идеале, внутренние стремления должны были совпасть с внешними нормами. Как говорил Конфуций, "В семьдесят лет я стал следовать желаниям своего сердца и не выходил за границы правил" (Лунь-юй, II,4). Он полагал, что ритуал был создан совершенномудрыми императорами древности Яо (2333-2234 гг. до н.э.) и Шунем (2233-2184 гг. до н.э.), которые следовали пути Неба и, таким образом, он имеет небесное происхождение.
В этом отношении, очень показательна история Цзы-лу 子路, одного из учеников Конфуция.
Цзы-лу довольно часто упоминается в "Лунь юй" ("Беседы и суждения", текст, написанный учениками Конфуция, содержащий высказывания Учителя). Там он предстает как прямой человек, который постоянно задаёт вопросы об управлении государством, конфуцианских ценностях и т.п. Однако он не был таким блестящим учеником, как, например, Ян Хуэй, который на лету схватывал все, что говорил Учитель.
Его звали (名 míng) Чжун Ю 仲由 Zhòng Yóu; Цзы-лу — это его второе имя, прозвище (字 zì). Имя Цзы-лу 子路 весьма многозначно. Второй иероглиф в нем — 路 lù, который переводится как "дорога, путь, тропа, жизненный путь" и т.п. Первый иероглиф — 子 zǐ, еще более многозначен: с одной стороны, он переводится как "младенец, сын", а с другой — "мудрец".
Он родился в 542 году до нашей эры, и был на девять лет моложе Конфуция. Его родиной была местность Бянь 卞 biàn в царстве Лу, известная храбростью населявших её людей. При первой встрече с Конфуцием Цзы-лу был груб и агрессивен с Учителем, однако в дальнейшем он стал одним из самых преданных его учеников. Цзы-лу был прямым, храбрым и опрометчивым, предпочитал действие обучению. Конфуций справедливо опасался, что из-за этих качеств Цзы-лу умpeт нaсильcтвeннoй cмepтью.
Цзы-лу служил у Кун Куя 孔悝, главы могущественного клана Кун (не имевшего отношения к Конфуцию) в государстве Вэй 衛. В 480 году до н.э. дядя Кун Куя по материнской линии - Куай Куй 蒯聵, замыслил переворот, вынудив Кун Куя помогать ему. Благодаря последнему, Куай Куй свергнул вэйского правителя Чу-гуна 出公, который был его собственным сыном, и взошел на престол под именем Чжуан-гуна 庄公.
Цзы-лу, уехавший было из столицы, вернулся назад, чтобы попытаться спасти Кун Куя. Там он столкнулся с другим учеником Конфуция, Гао Чаем 高柴 (Цзы-гао 子羔, 521-?), который также служил в царстве Вэй. Тот просил его повернуть назад, однако Цзы-лу отказался сделать это и вошёл в город с целью противостоять Куай Кую.
Во время сражения противник перерезал ленты головного убора Цзы-лу. Тот прекратил бой и нагнулся поднять упавший предмет одежды. Вpaг, воспользовавшись моментом, нанес Цзы-лу cмepтeльный удap. Цзы-лу воскликнул: "Благородный муж умpeт, но головной убор не снимет" 君子死,冠不免 Jūnzǐ sǐ, guān bù miǎn, после чего надел головной убор, завязал поддерживающие его ленты и cкoнчaлся.
Teло Цзы-лу изрубили в мелкое крошево и замариновали. Когда Конфуций узнал о страшной cмеpти своего ученика, он приказал выбросить из дома все мясные маринованные продукты. Переполненный гopeм, он несколько дней не мог есть. Вскоре ослабевший Учитель заболел и спустя некоторое время умep. Произошло это 11-го числа 4-го месяца 479 года до н.э. Таким образом, Цзы-лу стал косвенной причиной смepти Учителя.
Чем была смepть Цзы-лу: актом мужества благородного мужа 君子 jūnzǐ, стремящегося перед лицом смepтельной опасности до конца следовать ритуалу 礼 lǐ, исполнив, тем самым, Волю Неба 天命 tiānmìng, или безрассудным поступком глупца, слепо подчиняющегося правилам приличий?
Если вам понравилась эта статья, ставьте лайк и подписывайтесь на канал "Срединный Путь"! Здесь я рассказываю об истории, философии и культуре Китая.