Публикую разбор по следам прошлой статьи
Обсудим ошибки взрослых, которые они допустили и разберёмся как лучше поступать в таких случаях, чтобы не закреплять поведение ребёнка кричать и плакать.
---------------
Напомню, в статье речь шла об увиденном мною случае, когда взрослые настаивали на том, чтобы малыш лет двух выполнил их требование и пошёл за ними. Ребёнок же наоборот, рыдал и звал своих назад.
Чем в реальности закончилась та история я не знаю, не досмотрела до конца, поэтому придётся немного пофантазировать.
В принципе, понятно, что в конечном итоге эти стороны встретились. Иного варианта быть не может. Другой вопрос как это произошло.
После того как ребёнок усилил свой плач и крик практически до максимального к нему подошла посторонняя тётенька. Поэтому, скорее всего, варианта всего два: либо тётенька помогла малышу дойти, либо взрослым таки пришлось самим возвращаться к своему чаду.
Что в этих ситуациях плохого?
То, что пока ребёнок просто плакал и звал своих назад, в окружающей среде не менялось ничего, а после того как он усилил свой плач - получил внимание прохожего, а возможно, что ещё и его помощь, либо же возвращение взрослых.
Получается, что вербальная реакция ребёнка "Назад!" и слёзы не принесли ему никакого результата - на эту реакцию не было последствий, напротив, в тот момент взрослые ещё продолжали от него отдаляться.
Какие-то события, которые впоследствии приведут ребёнка к воссоединению со своими, начали появляться лишь после того, как он существенно усилил свой крик и плач.
Ближайшие по времени последствия поведения, которые имеют прямое значение для текущей мотивации, существенно влияют на будущее поведение.
Поведение меняется в зависимости от своих последствий. И неважно, осознают люди это или нет.
Нет никакой необходимости ни осознавать связь между поведением и его последствиями, ни даже знать о существовании этих последствий - подкрепление будет происходить и без этого.
Поэтому очень вероятно, что данный конкретный ребёнок в этой ситуации получил, возможно, уже очередной опыт того, как же громко надо кричать и плакать, чтобы добиться от этих взрослых желаемого.
Про то, как поведение становится устойчивым в статье по ссылке ниже. Пример с криком ребёнка в ней тоже приводится.
А как правильно-то?
Помните, что всегда при взаимодействии с ребёнком необходимо помнить об уважении к нему.
Я ни в коем случае не агитирую вас за то, что ребёнку нужно идти на встречу во всех его желаниях и просьбах. Вовсе нет!
Но!
Очень важно НЕ способствовать тому, чтобы подобное поведение закреплялось у ребёнка в репертуаре и затем демонстрировалось всё чаще.
Поэтому,
1. Оставайтесь рядом
Не надо, пожалуйста, демонстративно уходить от ребёнка, да ещё и на такое внушительное расстояние (напомню, в той ситуации взрослые отдалились от него почти на двести метров). И уж тем более не надо прятаться от него в кусты.
На таком расстоянии вы не сможете контролировать ситуацию. Вот вообще никак.
Кроме того, в неловком положении оказываются прохожие, ибо им трудно оценить обстановку и понять, что здесь происходит.
К слову, ту тётеньку я прекрасно понимаю. Она не смогла равнодушно пройти мимо. Оно и понятно, ведь смотреть на этот спектакль действительно тяжело.
2. Сохраняйте спокойствие
Помните, что суровое отношение к ребёнку приведёт лишь к эскалации его поведения.
Если чувствуете, что сами на взводе, то не проводите сейчас никаких обучающих взаимодействий.
3. Определите цель
Очень полезно понимать для себя с какой целью мы сейчас что-то затеваем.
Ребёнок мало двигался и надо увеличить нагрузку?
Или, может, у него сложное стереотипное поведение, которое мешает ему ходить по незнакомым дорожкам, и надо помочь ему преодолеть этот страх?
Или что?
Зачем мы это делаем?
4. Уважайте интересы ребёнка
Нет никакой необходимости "ломать через колено" ребёнка и во что бы то ни стало добиваться своего.
Если вы сейчас сами отдыхаете и проводите время в дружеской беседе друг с другом, то ребёнок тоже имеет полное право на отдых и бездельничанье. Посадили в коляску или на загривок и вперёд.
5. Мотивируйте ребёнка
У ребёнка должна быть причина, чтобы выполнить требуемое от него действие.
Заинтересуйте его. Там впереди что-то страшно интересное, но надо дойти... "Эй, птичка, полетели со мной, там много вкусного" ))
6. Поощряйте желаемое поведение
Сделал шаг, два, три - ты молодец! Настоящий герой! Давай ещё немного.
Помните, если не создавать условия, при которых за желательными видами поведения будет следовать нечто такое, что увеличит вероятность их появления в будущем, то вы не сможете влиять на повторение этих форм поведения.
7. Согласитесь с просьбой, продемонстрированной в приемлемой форме
Если цель не определена, мотивировать нечем и воодушевлять ребёнка на подвиг тоже неохота, то чем подкреплять поведение кричать и рыдать лучше подкрепить поведение, продемонстрированное в приемлемой форме и принять просьбу.
При необходимости подскажите ребёнку как и что говорить, чтобы просьба звучала вежливо, а затем подкрепите её.
Надеюсь, было полезно.
Спасибо, что дочитали 👍
#воспитание ребенка #дети #семья и дети #отношения детей и родителей