Рассказ
Начало - здесь.
Как обычно, ели молча. После ужина мама сидела задумавшись. Ее, как у Саши, бледное лицо было печальным, и темнее казались тени под глазами.
- Покажи дневник, -сказала мама. Саша потащился за портфелем. Ах, как бы он хотел порадовать маму! Вот он приносит ей тетради и дневник, она открывает их и расцветает лицом: пятерки, пятерки, пятерки. Толстопузенькие. веселые...
-Ты скоро? За смертью тебя посылать!-окликнула мам. Саша вздрогнул и пошел на кухню. Мама сидела в той же позе, уже не такая усталая, больше злая. Она брезгливо, как лягушат, брала тетради, молча просматривала страницы.
-Боже! Как я устала...Хоть бы какой проблеск!
-Маа, ты ложись, - встрепенулся Саша.
-Да! А ты посуду помоешь, порядок наведешь,- язвительно заметила она, и Саша снова тупо уставился в стол, закаменело сидя на табуретке. Мама помыла посуду, правда, не сильно грохотала. - Ты уроки сделал? Делай давай.
Саша вполуха слышал разговор мамы с ее подругой что-то насчет врачей, больницы, необходимости экономить, в общем, скукотища. А потом она пришла и села напротив.
-Саша, ты же знаешь, мы деньги экономим? Летом тебя хочу отправить в лагерь, а я ... В общем, ты не бери деньги из копилки, пожалуйста.
... С того дня жизнь в доме Никоновых пошла под знаком летнего лагеря. Совсем не стало конфет в ярких обертках, только подушечки. Без мороженого прожить было легко, шли холодные месяцы. Только по субботам мама покупала молоко. Главной едой стала картошка. Саше и раньше часто хотелось чего-нибудь вкусненького. А теперь - постоянно.
-Что же делать, Саша, - говорила мама. - Придется потерпеть. Надо, сына.
Она теперь реже кричала и дралась. Воскресными вечерами она порой пересчитывала деньги, размышляла вслух, сколько заплатить за путевку, на дорогу, сколько будет стоить лечение (какое такое лечение, было непонятно, но у взрослых всегда так). Ее бледное лицо с темными полукружьями под глазами при этом розовело, и в такие минуты она казалась Саше доброй и поэтому очень красивой.
Он уже твердо решил, что вырастет и будет зарабатывать много денег. А еще он хотел в один прекрасный день прийти в школу умным и всезнающим, как Дима Попов. Будто вызывает учительница:
-Кто знает ответ?... Дима?
Дима Попов встает. И молчит. Все страшно удивлены.
-Юля?
Юля Соколова, зубрила, ужасная задавака, встает. И молчит. И тут Саша поднимает руку. У Галины Федоровны брови ползут вверх.
-Никонов? Хм, пожалуйста, иди к доске.
Саша идет в центр класса, к столу, не спотыкается о ножку стула, мел не падает у него из рук, не крошится, стучит по доске, словно каблуки по коридору.
-Молодец, Саша, - довольным голосом говорит Галина Федоровна, - пятерка. Берите пример с Саши, дети. Вот, как надо решать это упражнение.
Умным быть не получалось. В школе шумно, бестолково. Время наступило томительное. Набухли почки, клейко мазали пальцы пахучей смолкой. Вокруг все сверкало от луж, ручейков. Саша ходил ошалелый. Перед глазами - только это сияние, заслоняющее темную домашнюю тоску, суету класса, нудность уроков. Саша бы вообще не ходил на уроки да не хотел огорчать маму.
Окончание следует.