Найти в Дзене

Пороки лебирализма.

Нездоровая зацикленность на свободном рынке в условиях тотальной войны может оказать фатальные последствия не только на потенциал роста, но и на стратегическую экономическую стабильность и устойчивость. В перспективе поставить под угрозу выживаемость России.

Главенствующим постулатом неолиберализма является сужение каналов воздействия государства на экономические процессы и трансфер/передача развития экономики в хаотичный свободный рынок. Слепая и несуразная вера в принципы конкуренции, саморегуляцию рынка и приоритет свободы принятия экономических решений субъектам экономики из расчета, что рынок сам разберется. 

Не существует более чудовищного заблуждения, чем вера в эффективную свободную руку рынка и конкуренцию. 

Так любимый на Западе неолиберализм необходим исключительно с политическими целями, обусловленными экономическими мотивами. Размывание роли и доли государства в экономике для переучреждения прав собственности на национальные активы к наднациональным структурам (транснациональным корпорациям, синдикатам под контролем международных групп – тот же МВФ и Всемирный банк). С конечной целью захвата собственности, рычагов управления и рынков сбыта. 

Нет никакой свободы конкуренции, нет никакого свободного рынка. Это чушь собачья. Что должно еще произойти, чтобы люди наконец поняли, что догматизм в отношении либерализма есть не более, чем инструмент манипуляции через заблуждения в рамках веры в общечеловеческие ценности и принципы. Все это ложь и провокации. 

▪️Когда бизнес в одностороннем порядке разрывает коммерческие контракты, нарушая долгосрочные обязательства перед контрагентами и сваливает, бросая все на своем пути – это либерализм и принципы свободного рынка?

▪️Когда все существующие юридические нормы отбросили в мусор, арестовывая все, что попадается под руку и имеет российский след, причем не важно замешаны ли субъекты в принятии решений или нет. Вот это безусловное главенство буквы закона и безукоризненное следование юридическим основам защиты частной собственности?

▪️Когда все, что относится к России - объявляют токсичным, а российскую продукцию (даже неэнергетического и несырьевого профиля) объявляют вне закона, запрещая реализацию. Вот это принципы здоровой конкуренции?

▪️Когда средства массовой информации скоординировано лупят то, что согласуется с «политикой партии», блокируя всех и все, расходящиеся с их точкой зрения. Это разве свобода слова?

▪️Когда одних можно убивать под «гуманитарными» ковровыми бомбардировками стран НАТО, а другим защищать национальные интересы нельзя? Это разве защита прав человека?

Обратите внимание – насколько быстро эта подлая, лицемерная шушера отказывается от своих фиктивных принципов тогда, когда это им нужно и выгодно. Еще вчера они играли праведных защитников общечеловеческих ценностей, а теперь применяют механизмы тоталитарного контроля и воздействия на экономических субъектов.

Все, кто не поддерживает их методы подавления - враг системы, создавая вмести с этим инструмент насильственного принуждения к «политике партии». Бизнес, работающий на западных рынках, не может сказать, что «вы нарушаете наши экономические интересы и принципы здоровой конкуренции», потому что этот бизнес неизбежно пройдет через деклассирование и люстрацию. Вне зависимости от рыночных принципов, политика и идеология превыше всего.

Ну и где здесь неолиберализм? 

Что такое современный Запад? Это односторонний отказ от торговых, экономических и финансовых обязательств. Это аресты и экспроприация собственности по ложным и выдуманным мотивам. Это люстрация без суда и следствия. Это бесконечная ложь, провокации и подмена понятий. 

Фиктивное все – демократия, свобода слова, права человека, свободный рынок и конкуренция. Все обман. 

Настоящее предательство национальных интересов – это игра по выдуманным правилам, пытаясь создать то, чего не существует. Надеюсь, наши власти во всей иерархии понимают, что концепция неолиберализма лопнула, как мыльный пузырь, обнажив веер фиктивных нарративов и инструментов манипуляции.

С экономической точки зрения почему рыночные механизмы не работают в условиях тотальной войны? Мотивы бизнеса лежат в плоскости окупаемости инвестиций, т.к. бизнес связан обязательствами перед акционерами, кредиторами, а следовательно, ограничен сроками и рентабельностью. 

Инвестиционные решения проектируются с оглядкой на коэффициенты отдачи – иначе быть не может, за исключением тех случаев, когда мега корпорации уровня Google и Apple имеет настолько много ресурсов, что могут себе позволить разветвлённую сеть экспериментальных проектов, большинство из которых так и заканчиваются на прототипе. 

Проблема заключается в том, что в условиях переустройства экономических, торгово-логистических и финансовых отношений с выраженной структурной трансформацией (когда меняется пропорция отраслей внутри экономики), бизнес не имеет возможности взять на себя риски долгосрочных проектов (рентабельность которых неочевидна).

Вообще любой кризис в своей основе всегда предполагает схлопывание горизонта планирования до операционного тайминга и перехода в стадию «выживания», закрытия кассовых разрывов, балансировка ресурсной недостаточностью, оптимизация бизнес-схем и издержек. 

Принципы рыночной экономики и конкуренции хорошо работают на траектории экономического развития и что самое важное – в сформированной системе/среде, где отсутствует структурная трансформация, т.е. изменение пропорции секторов и отраслей экономики по степени влияния в экономике (валовая добавленная стоимость, прибыль, концентрация финансовых ресурсов и так далее).

Кризис как раз предполагает слом старой модели и рождение промежуточной конфигурации в стадии кристаллизации новых параметров и пропорций, по которым будут функционировать экономические агенты и общество в целом. 

Поэтому нужно очень четко разделять фазы и стадии экономического развития. Иллюзия либерализма присутствует и имеет право на жизнь, когда все работает, как часы. Однако, при структурных переходах, любая либеральная конструкция смерти подобна.

В России в 2022 самый жесткий и сложный вызов, как минимум с 90-х годов. В этих условиях бизнес лишается ориентиров, лишается ресурсов под развитие и имеет хронический дефицит доверия. 

Пока я вижу, что ни ЦБ, ни правительство не работают в рамках мобилизационного проекта развития, иначе бы очертания были бы видны уже сейчас. Видна попытка самоустранения и желание отдать все на волю судьбы – в свободную руку рынка, которая сама все разрулит по заветам адептов неолиберальной концепции. Имеет место лишь точечная, локальная работа над проблемными участками. 

Из архитектора Новой Экономической Политики ЦБ и правительство превращаются в ведомых, когда от формирования импульса переходят к ответу на импульсы, сформированные извне. Загорелось что-то? Ок, тушим. Не загорелось? Сидим на заборе и наблюдаем, что происходит. Такая политика, в долгосрочной перспективе, проигрышная, потому что лишает главного атрибута победы в экономическом сражении – игры на опережение и формирование собственной повестки. 

Итак, есть неоспоримый факт того, что Россия находится в жестком кризисе при беспрецедентном давлении извне. Есть понимание, что бизнес во многих аспектах самоустранится по объективным причинам из-за схлопывания горизонта планирования, из-за дефицита ресурсов, обрушения рентабельности и доверия. 

В эти моменты экономическую политику может формировать только государство, т.к государство может брать на себя то, что не может взять бизнес – долгосрочные проекты, рентабельность которых под вопросом. Например, инфраструктурные, энергетические вопросы, строительство логистических хабов и так далее. Действовать в кооперации с бизнесом – правильно, однако импульс и направление должно задать только государство и никак иначе. 

Время идет, энтропия нарастает, как и давление извне. ЦБ и правительство хорошо справились с задачей стабилизации шока в феврале-марте, теперь пришло время перехода к развитию.