О, вы уже представили, как инструмент из заголовка опускается на спину нерадивого школяра? Не волнуйтесь, речь пойдет о мэшевских досках, которые повесили почти во всех кабинетах московских школ.
А причем тут палка? Сейчас поймете. Но сначала покаюсь немножко, что забросила канал на целый месяц. Не знаю, почему. Заработалась, наверное.
Ясно, что методические статьи в преддверии лета уже неактуальны, пусть подождут до августа. А я пока попробую себя в жанре фельетона. Делаю на этом слове особое ударение: мои статьи об учительской жизни — это не нытье, а попытка посмотреть на себя со стороны и посмеяться. Потому как удлинить жизнь педагога может только смех.
Фельетон же.
Итак, мэшевская доска. Для тех, кто ее не видел (не расстраивайтесь, и без нее отлично работается — спрашивайте, расскажу): это такой огромный настенный плоский компьютер (моноблок) с сенсорным экраном. Большинство знакомых мне коллег используют его исключительно как экран для презентаций или замену меловой доске, то есть просто пишут на ней стилусом. Хотя возможностей у него — океан.
Как я радовалась доске, пока она еще стояла в коробке! В огромной коробке поперек кабинета. Летом. После ужасного ремонта, в результате которого мой любимый персиковый кабинет стал тускло-зеленым. Был светлым, стал депрессивным. Но — начальству виднее, в каком цвете детям заниматься. А я предвкушала работу на доске!
В середине августа, когда закончился отпуск, искусно укороченный инструментом «ЕГЭ», соседняя школа, которая уже давно получила чудо-доски, пригласила нас на мастер-класс. Чтобы показать технику работы.
Все было прекрасно, пока учительница, которая вела этот мастер-класс, не взяла в руки длинную деревянную указку и не начала… закрывать ею открытые документы. Ну, на красные крестики нажимать.
И я подумала: «Неужели при такой новой навороченной технике я буду выглядеть, как обезьянка с палкой?»
Ага, так и вышло!
Дело в том, что существуют какие-то загадочные нормативы на расположение доски в кабинете. Нет, то, что она должна висеть на фронтальной стене, причем строго по центру, вполне логично. Вопрос в том, на какой высоте ее размещать.
Мой рост — метр с кепкой. Когда пришли бравые парни вешать доску, они внимательно посмотрели на меня (возможно, посочувствовали) и спросили:
- Вы хозяйка кабинета?
Я было обрадовалась. Ну, думаю, повесят так, чтобы и мне, и ученикам 5-6 классов было удобно.
Ага, как же!
Они ушли. Вешали уже летом, чтобы никто не видел)
И когда я вернулась на работу после отпуска, доска висела так, что я достаю только нижние две трети. «Такой норматив» - пояснил завхоз.
Я сходила в кабинеты коллег и обнаружила, что везде доски висят на разной высоте.
Перевесить их нельзя. Ни на миллиметр. Перенести в другой кабинет — только через бюрократическую волокиту. Это такие орудия государственного масштаба, на которые даже дышать нельзя. Видя готовые политься из моих глаз слезы, завхоз уточнил:
- Что ты хочешь? У тебя в кабинете кафедра. Поэтому и доска висит выше. Чтобы кафедра ее не заслоняла.
Тогда я отодвинула первую парту и села прямо на пол. В такой позиции кафедра заслоняет больше всего. Однако я отлично видела не только всю рабочую поверхность доски и не только ее широченную нижнюю раму, но и сантиметров 10 стены под доской.
- Ничего не знаю, пользуйся беспроводной клавиатурой, - отрезал завхоз и ушел.
Совет — супер, ага. Доска сенсорная, предназначена для работы «пальцем». Видишь, что надо ткнуть и тычешь. Релакс и удовольствие, высокая скорость работы и все такое прочее.
Теперь клавиатура. С мышью, как на ноутбуке. Крутишь по ней пальцем — курсор ездит по доске. Точность и скорость примерно как у первоклассника, осваивающего прописи. Смотреть нужно одновременно на клавиатуру и на доску. Голову задирать так, что болит шея сзади. Отойти некуда — позади кафедра. Если нужно что-то на верхней панели прямо на уроке, то бросаешь клавиатуру...
и поневоле берешь в руки… палку.
Ту самую деревянную указку, оставшуюся еще с советских времен)
Конечно, все панели с инструментами я перенесла вниз. Теперь они у меня примерно на уровне сердца. Это удобно.
Было. Пока не начали ходить по кабинетам)
Каждый учитель настраивает доску под себя. Быстро выяснилось, что времени на перемене настроить каждую из 7-8 досок, на которых нужно работать в этот день, не хватает. Все панели инструментов всех учителей вверху. Ну да, они же нормального роста)
Но круче всего в кабинете физики. Там тоже кафедра. А норматив сработал так, что доска висит еще сантиметров на 15 выше. А над ней еще и лампа. То есть я в принципе не вижу верхней панели. Достаю до середины. Тычу наугад, авось попаду.
И указки у физика нет. Зато есть метровая линейка треугольного сечения для работы на меловой доске. Вот ею-то, выпуклым уголком, я и пытаюсь попасть по красному крестику, чтобы закрыть окошко.
Детей в этот класс посадили пятиклассников, они все еще ниже меня, так что помочь не могут.
Как раньше говорили: и смех, и грех.
Ну ничего, выкарабкаемся)
Давайте я лучше дам вам ссылку на мою статью о том, как работать на интерактивной доске, не имея такой доски в принципе. Нужен, конечно, компьютер и проектор, а дальше подойдет хоть экран, хоть простыня, хоть голая стена.