Найти тему

О роли палки в работе современного учителя

О, вы уже представили, как инструмент из заголовка опускается на спину нерадивого школяра? Не волнуйтесь, речь пойдет о мэшевских досках, которые повесили почти во всех кабинетах московских школ.

Фото с сайта berdmedia.ru
Фото с сайта berdmedia.ru

А причем тут палка? Сейчас поймете. Но сначала покаюсь немножко, что забросила канал на целый месяц. Не знаю, почему. Заработалась, наверное.

Ясно, что методические статьи в преддверии лета уже неактуальны, пусть подождут до августа. А я пока попробую себя в жанре фельетона. Делаю на этом слове особое ударение: мои статьи об учительской жизни — это не нытье, а попытка посмотреть на себя со стороны и посмеяться. Потому как удлинить жизнь педагога может только смех.

Фельетон же.

Итак, мэшевская доска. Для тех, кто ее не видел (не расстраивайтесь, и без нее отлично работается — спрашивайте, расскажу): это такой огромный настенный плоский компьютер (моноблок) с сенсорным экраном. Большинство знакомых мне коллег используют его исключительно как экран для презентаций или замену меловой доске, то есть просто пишут на ней стилусом. Хотя возможностей у него — океан.

Вот так это выглядит. Кстати, здесь доска висит на удобной высоте, несмотря на наличие в кабинете кафедры. Фото с сайта mos.ru
Вот так это выглядит. Кстати, здесь доска висит на удобной высоте, несмотря на наличие в кабинете кафедры. Фото с сайта mos.ru

Как я радовалась доске, пока она еще стояла в коробке! В огромной коробке поперек кабинета. Летом. После ужасного ремонта, в результате которого мой любимый персиковый кабинет стал тускло-зеленым. Был светлым, стал депрессивным. Но — начальству виднее, в каком цвете детям заниматься. А я предвкушала работу на доске!

В середине августа, когда закончился отпуск, искусно укороченный инструментом «ЕГЭ», соседняя школа, которая уже давно получила чудо-доски, пригласила нас на мастер-класс. Чтобы показать технику работы.

Все было прекрасно, пока учительница, которая вела этот мастер-класс, не взяла в руки длинную деревянную указку и не начала… закрывать ею открытые документы. Ну, на красные крестики нажимать.

И я подумала: «Неужели при такой новой навороченной технике я буду выглядеть, как обезьянка с палкой?»

Ага, так и вышло!

Дело в том, что существуют какие-то загадочные нормативы на расположение доски в кабинете. Нет, то, что она должна висеть на фронтальной стене, причем строго по центру, вполне логично. Вопрос в том, на какой высоте ее размещать.

Мой рост — метр с кепкой. Когда пришли бравые парни вешать доску, они внимательно посмотрели на меня (возможно, посочувствовали) и спросили:

- Вы хозяйка кабинета?

Я было обрадовалась. Ну, думаю, повесят так, чтобы и мне, и ученикам 5-6 классов было удобно.

Ага, как же!

Они ушли. Вешали уже летом, чтобы никто не видел)

И когда я вернулась на работу после отпуска, доска висела так, что я достаю только нижние две трети. «Такой норматив» - пояснил завхоз.

Я сходила в кабинеты коллег и обнаружила, что везде доски висят на разной высоте.

Этот учитель тоже вряд ли достанет до верхних инструментов панели (верхний правый угол доски). Обратите внимание на более комфортную для работы маркерную доску слева. Фото с сайта uzao.aif.ru
Этот учитель тоже вряд ли достанет до верхних инструментов панели (верхний правый угол доски). Обратите внимание на более комфортную для работы маркерную доску слева. Фото с сайта uzao.aif.ru

Перевесить их нельзя. Ни на миллиметр. Перенести в другой кабинет — только через бюрократическую волокиту. Это такие орудия государственного масштаба, на которые даже дышать нельзя. Видя готовые политься из моих глаз слезы, завхоз уточнил:

- Что ты хочешь? У тебя в кабинете кафедра. Поэтому и доска висит выше. Чтобы кафедра ее не заслоняла.

Тогда я отодвинула первую парту и села прямо на пол. В такой позиции кафедра заслоняет больше всего. Однако я отлично видела не только всю рабочую поверхность доски и не только ее широченную нижнюю раму, но и сантиметров 10 стены под доской.

- Ничего не знаю, пользуйся беспроводной клавиатурой, - отрезал завхоз и ушел.

Совет — супер, ага. Доска сенсорная, предназначена для работы «пальцем». Видишь, что надо ткнуть и тычешь. Релакс и удовольствие, высокая скорость работы и все такое прочее.

Теперь клавиатура. С мышью, как на ноутбуке. Крутишь по ней пальцем — курсор ездит по доске. Точность и скорость примерно как у первоклассника, осваивающего прописи. Смотреть нужно одновременно на клавиатуру и на доску. Голову задирать так, что болит шея сзади. Отойти некуда — позади кафедра. Если нужно что-то на верхней панели прямо на уроке, то бросаешь клавиатуру...

и поневоле берешь в руки… палку.

Ту самую деревянную указку, оставшуюся еще с советских времен)

Конечно, все панели с инструментами я перенесла вниз. Теперь они у меня примерно на уровне сердца. Это удобно.

Было. Пока не начали ходить по кабинетам)

Каждый учитель настраивает доску под себя. Быстро выяснилось, что времени на перемене настроить каждую из 7-8 досок, на которых нужно работать в этот день, не хватает. Все панели инструментов всех учителей вверху. Ну да, они же нормального роста)

Но круче всего в кабинете физики. Там тоже кафедра. А норматив сработал так, что доска висит еще сантиметров на 15 выше. А над ней еще и лампа. То есть я в принципе не вижу верхней панели. Достаю до середины. Тычу наугад, авось попаду.

И указки у физика нет. Зато есть метровая линейка треугольного сечения для работы на меловой доске. Вот ею-то, выпуклым уголком, я и пытаюсь попасть по красному крестику, чтобы закрыть окошко.

Детей в этот класс посадили пятиклассников, они все еще ниже меня, так что помочь не могут.

Как раньше говорили: и смех, и грех.

Ну ничего, выкарабкаемся)

Давайте я лучше дам вам ссылку на мою статью о том, как работать на интерактивной доске, не имея такой доски в принципе. Нужен, конечно, компьютер и проектор, а дальше подойдет хоть экран, хоть простыня, хоть голая стена.