Есть в кинобизнесе такой термин, придуманный некогда американцами, как exploitation, то есть, собственно, эксплуатация. Изначально он определял довольно дрянные фильмы для невзыскательной публики, обращенные к самым низменным человеческим инстинктам. Считалось, что подобный кинематограф не имеет никакого отношения к искусству, а лишь зарабатывает деньги, эксплуатируя наш нездоровый интерес ко всякого рода чернушным темам.
Но с течением времени термин стали применять еще и к особым выразительным средствам, используемым в кино. Когда создатели фильмов применяют очень грубые и прямолинейные способы, чтобы добиться от зрителей вполне определенной эмоциональной реакции: страха, возмущения, жалости, даже слез. Вы без труда вспомните множество примеров такой манипуляции.
Например, если в фильме милейший щенок случайно теряет любящего хозяина, отчаянно ищет его и, перебегая рельсы, вдруг застревает лапкой в железнодорожной стрелке. Он жалобно скулит, стараясь вырваться, а из-за поворота уже приближается огромный локомотив. Замирает же сердце, согласитесь? Это чистой воды эксплуатация. Грубый эмоциональный прессинг, противостоять которому довольно сложно, если только вы не совсем уж бесчувственный чурбан.
Я с самого детства ненавижу подобные фильмы. Мне очень нравятся животные и я искренне не понимаю, почему любовь к ним и вообще какой бы то ни было гуманизм нужно продвигать через демонстрацию мучений тех, кого я люблю.
В арсенале людей, старающихся вызывать у вас однозначную сильную эмоцию много разнообразных приемов. И все они обращены в нашим инстинктам и рефлексам, к тому, что легко возбуждается помимо нашей воли, если задеть правильную струну. И один из таких приемов появился задолго до изобретения кино. Он использовался на всем протяжении истории человечества, всякий раз безошибочно срабатывая.
Этот прием называется "пропаганда ужасов".
Слово "пропаганда" в этом названии не случайно, потому что истории, о которых пойдет речь, использовались и используются до сих пор не столько в художественных целях (хотя и в них тоже), сколько в целях политических. Вот как это работает.
Допустим, вы правитель некой страны. Или, возможно, авторитетный религиозный лидер. И вам кажется, что не помешало бы ввести армию, скажем, в соседнюю страну. Или отправить ее на другой конец света. Короче, вам необходим завоевательный поход. Какова причина этого похода, значения решительно не имеет. Возможно, вам хочется получить новые земли, разграбить богатое государство, помешать конкурирующему монарху захватить некие территории, или важно распространить на тамошних безбожников свою безупречно правильную веру.
Как думаете, много ли будет желающих присоединиться к вашему походу? Сомнительно, чтобы люди просто так воспылали готовностью проливать кровь за ваши интересы. Им-то это зачем?
Собрать солдат насильно можно, но это неэффективно. Такая армия в первом же бою побросает оружие и разбежится. Пообещать богатую наживу не всегда возможно, особенно если всем известно, что цель вторжения - нищая страна. Платить за службу тоже не каждый правитель в состоянии. Да и опять же наемники ведь сражаются только пока им платят. А чуть задержи жалованье, они пошлют вас куда подальше.
Что же остается?
А остается оседлать патриотический порыв, который блестяще умеет провоцировать старая добрая пропаганда ужасов, та самая эксплуатация наших могучих эмоциональных реакций. Вы запускаете в народ разные сплетни о том, какие зверства практикут враги, на которых планируется нападение. С красочными, сочными примерами, постепенно обрастающими все новыми ужасными подробностями.
Дело в том, что наши эмоции в шоковой ситуации преобладают над здравым смыслом. А это очень плодородная почва для манипулирования.
Немецкий исследователь Рудольф Зульцман в книге "Пропаганда как оружие в войне" рассказывает о том, как британцы во время Первой мировой запустили слух об отрубленных детских руках, найденных, якобы, в бельгийском городке, недавно оставленном немцами. Можете себе представить, как воспринималось это известие, многократно перепечатанное многими газетами далеко за пределами Британии?
Отрубленные руки - вообще нечто шокирующее. Но детские - это и вовсе немыслимо.
Никому не пришло в голову усомниться в правдивости этой истории. И вполне ожидаемо, что она вызвала волну ненависти к немцам. Зульцман пишет: "Тысячи граждан со всех концов мира заявляли тогда о своей готовности усыновить изувеченных детей, и даже сам римский папа обещал выразить протест германскому правительству, если ему будут предъявлены неопровержимые данные". И хотя после войны выяснилось, что слух был выдуман британцами намеренно, чтобы стимулировать воинственность нации по отношению к врагу, история эта еще долго пересказывалась людьми, которые продолжали в нее верить.
Накануне едва ли не каждой войны противники сочиняли друг про друга леденящие кровь легенды. И чем нелепее был вымысел, тем охотнее в него верили. Хорошо известно, что перед каждым крестовым походом по Европе гуляли кошмарные истории о том, что творят мусульмане в святой земле. Даже папа Урбан II в своих проповедях любил пересказать пару-тройку шокирующих "фактов" о пытках, надругательствах, изуверских казнях и святотатстве в самом широком ассортименте.
Тот факт, что крестоносцы, пришедшие освободить Иерусалим от власти неверных, сами по пути устраивали настоящий ад не столько для противника, сколько для мирного населения, никого не смущал. Считалось, что герой-освободитель имеет право. Многие и до сих пор так считают.
Англичане в 17-м веке активно пересказывали друг другу ужасающие истории об ирландцах, творящих с малыми детьми и беременными женщинами такое, что и помыслить страшно. Дело как раз происходило во время ирландского восстания, так что ярость английских подданных оказалась очень кстати в деле его подавления. И вот вы уже не завоеватели и не каратели, а благородные мстители, спасающие слабых и беззащитных. Это вдохновляет.
И так в любом конфликте. Белые американцы распространяли лживые рассказы о краснокожих индейцах, многократно преувеличивая их кровожадность, британские колонизаторы об индийских сипаях, ну и, как говорится, далее везде.
Как выяснилось, зарядить человека ненавистью совсем несложно. Для этого используют одни и те же методы на протяжении многих столетий.
В ход, например, идут образы замученных детей. Расскажи, а лучше нарисуй что-нибудь такое изуверское, творимое с детьми, и готово, ярость зашкаливает.
Можно, допустим, сочинить историю о, якобы, распятом мальчике. Разве же кто-то станет задаваться вопросами, кто распял, есть ли свидетели и вообще а был ли мальчик? Кто-то может и усомнится, но это, скорее всего, та публика, которую в атаку обычно не зовут. Зато тех, кто от этой истории пришел в нервное возбуждение, уже не разубедишь, даже доказав, что это была выдумка.
Помимо детей (а иногда и вместе с ними), в пропагандистских историях о бесчинствах противника щедро представлены женщины. Тут выбор широкий. Это может быть образ условной невесты, обычно поруганной невинности. Может быть образ матери со слезами на глазах. А бывает и некий обобщенный женский образ как бы страдающей родины.
Я уже писал недавно, что убедить человека защищать некую гигантскую территорию, которую он в глаза не видел, довольно непросто. Но если назвать ее Родиной с большой буквы и изобразить в образе матери, то эмоционально этот сомневающийся субъект у вас в кармане.
Если вам кажется, что я сейчас высмеиваю советские плакаты и фильмы времен Второй мировой, то ошибаетесь. Все перечисленное активно использовалось любой пропагандой по всему миру.
Просто мы знакомы с советскими примерами лучше всего.
Вообще такого рода плакатов о нацистах времен войны имеется немало. Лгут ли они? Судя по всему, что нам сегодня известно, нет, не лгут. Но давайте запомним вот этот посыл с картинки: "узнал о зверствах врага - убей его". Мы чуть позже к этой логической связке вернемся.
Если не полениться и немного поискать, то можно с легкостью обнаружить, что немцы в то же самое время рисовали абсолютно зеркальные картинки, но уже о советский армии. Буденовка тут, пожалуй, перебор, но вся подобная продукция рассчитана на неосведомленную аудиторию. Невежество - лучшая почва для пропаганды.
Важно отметить, что на многих подобных изображениях враг выглядит либо крайне отталкивающе, либо и вовсе не как человек, а как исчадье ада. Или, возможно, свирепый дикий зверь. Потому что для достоверности рассказов об ужасах, творимых противником, этого самого противника нужно расчеловечить.
Вы ведь помните, что его недостаточно ненавидеть, его предстоит убивать. А кому же хочется убивать того, кто выглядит как ты сам? Гораздо сподручнее отправить на тот свет вот этого монстра, мерзкую гадину, без которой мир определенно станет лучше.
Эксплуатация ли это? Ну безусловно.
Это самое примитивное манипулирование эмоциями.
Реальные человеческие качества вашего противника значения не имеют. Не исключено, что враги в реальной войне могли бы вести себя благородно и цивилизованно, но такое можно допустить, только если речь идет о людях. Но мы же исходим из того, что они чудовища, маньяки и вырожденцы. Возможно, даже геи и наркоманы. Поэтому ничего хорошего от них не ожидаем, а в плохое верим с легкостью.
А самое важное, что ненависть, возникающая у нас по отношению к врагу, страшнее страха смерти. Следовательно, нам не страшно идти убивать кого-то, о ком не знаем решительно ничего, за исключением пропагандистских историй.
Попутно замечу, что рассказы об ужасах как прием используются не только в реальных войнах. Этот механизм блестяще срабатывает, если вам хочется восстановить народ против какой бы то ни было группы людей. Евреи в этом смысле - самый яркий пример.
Даже если вы совсем никогда не интересовались природой антисемитизма, вам все равно наверняка встречались изображения евреев в самом неприглядном виде. И многие из них эксплуатируют старый добрый образ чудовища, пожирающего или порабощающего хороших людей - особенно детей и женщин.
Вспомните хотя бы "кровавый навет". Тем, кто сочинил эту ложь, недостаточно было представить евреев просто кровопийцами. Важно было обвинить их в том, что кровь они берут непременно у христианских младенцев. А дети, как мы знаем, обеспечивают стопроцентный успех подобных легенд у соответствующей публики.
Теперь вернемся к базовому призыву всех подобных историй "узнал об ужасах - убей". Можно ли осуждать его в случае, когда речь идет не о захватнической, а об отечественной войне? Ведь враг и вправду напал на твою страну, а ты действительно защищаешь не условных, а вполне реальных невест, матерей и детей.
Слова из знаменитой песни "пусть ярость благородная вскипает, как волна" в этом случае вполне объяснимы. Казалось бы, тут у пропаганды нет особой необходимости настаивать на беспощадном отношении к врагу. Любой, кто слышит по радио сводки о захваченных или разрушенных противником городах, о многочисленных жертвах среди мирного населения, сам испытывает праведный гнев. Именно поэтому столько людей шли в армию добровольцами.
Но машина пропаганды все равно старательно "докручивает" человеческие эмоции до необходимого, по мнению государства, градуса. Патриотизм патриотизмом, знаете ли, но хочется же быть уверенными, что человек и вправду готов пойти убивать кого следует.
Вот фрагмент стихотворения Константина Симонова, одного из виднейших советских пропагандистов времен Великой отечественной:
"Если ты не хочешь, чтоб пол
В твоем доме фашист топтал,
Чтоб он сел за дедовский стол
И деревья в саду сломал…
Если мать тебе дорога —
Тебя выкормившая грудь,
Где давно уже нет молока,
Только можно щекой прильнуть;
Если вынести нету сил,
Чтоб фашист, к ней постоем став,
По щекам морщинистым бил,
Косы на руку намотав;
Если ты не хочешь отдать
Ту, с которой вдвоем ходил,
Ту, что долго поцеловать
Ты не смел, — так ее любил, —
Чтоб фашисты ее живьем
Взяли силой, зажав в углу,
И распяли ее втроем,
Обнаженную, на полу;
Знай: никто ее не спасет,
Если ты ее не спасешь;
Знай: никто его не убьет,
Если ты его не убьешь.
Так убей же хоть одного!
Так убей же его скорей!
Сколько раз увидишь его,
Столько раз его и убей!"
Интересно, что Константин Михалыч не стал просто призывать бить врага, а счел необходимым пройтись, как по методичке, по всем пунктам, помогающим человеку в нужной степени озвереть. Тут и опоганенный дом предков, и униженная мать и поруганная девичья честь. Потому что важно, чтобы читатель, решивший мстить, чувствовал себя не убийцей, а спасителем.
Но неужели без Симонова люди чувствовали бы себя иначе? Разве недостаточно просто честно информировать их об опасности?
Вас никогда не поражало, что нас с детства пичкали историями о Молодой гвардии или Зое Космодемьянской, особенно упирая именно на пытки и изуверские казни, которым их подвергли? Почему нельзя воспитывать людей на примерах героизма и отваги, не смакуя так мучения, боль и смерть? Не говорит ли эта пропагандистская уловка о неуважении и недоверии к людям, о предположении, что без рассказов о зверствах мы не способны на патриотизм?
Сегодняшние новости, особенно российские, изобилуют ложью. Если они рассказывают о "врагах", то используют тот самый метод exploitation, иллюстрируя информацию максимально шокирующими кадрами. Создателям подобной продукции нет никакого дела до вашего информирования, их задача внушить вам ненависть к тем, кого в данный момент приказано ненавидеть. В чем реальная причина такого приказа, мы можем никогда не узнать. Но если машина манипуляции работает, противостоять ей чрезвычайно сложно.
Кого оставит равнодушным бабушка, плачущая на развалинах собственного дома? Тот факт, что кадры с этой бабушкой могут быть цинично взяты из телевизионного архива, а сама она находится в совершенно другой стране и дом был разрушен в результате, допустим, землетрясения 10-летней давности, редко кому приходит в голову. Однако вы поразитесь, как часто такие вещи применяются наряду с прочим способами подтасовки фактов.
Не знающий стыда и не помнящий о совести, неутомимый телевизор уже почти круглосуточно рассказывает населению страны, какими адскими чудовищами населен окружающий мир, и какое это счастье, что границы на замке. Но нужно быть начеку, держать порох сухим и на всякий случай заранее разбудить в себе зверя, чтобы - чуть приказ - немедленно ломануться спасать мир от скверны, а добрых людей от нацизма, гей-парадов, наркомании, педофилии, либерализма (нужное подчеркнуть).
Каждому понятно, что война - это самое жестокое и бесчеловечное, что только способны придумать люди. И, конечно, всякого рода мерзостей и военных преступлений всегда немало. Но одно дело реальные события, а другое - намеренная ложь, призванная заставить вас не думать, а слепо следовать своим эмоциональным порывам.
Очень важно уметь отличать одно от другого. Потому что недостоверные слухи о будто бы творимых кем-то злодеяниях не только порождают ненависть, но и развязывают вам руки, по сути узаконивая жестокую расправу. И если в конце концов слухи о зверствах врагов окажутся ложью, то ваши "ответные" действия уже будут вполне реальными, непоправимыми и совершенно неоправданными. То, что вы считали заслуженным возмездием, на поверку окажется преступлением.
И кто в этом случае будет злодеем?
Американская газета "Таймс Диспетч" еще в 1925 году писала: "Из всех ужасных орудий современной войны едва ли не первое место занимает пропаганда, являющаяся важной составной частью военной машины любой нации".
*Комментарии приветствуются, но каждый комментатор сам выбирает стиль общения: на вежливые высказывания реагирую с уважением, на хамство и агрессию отвечаю адекватно. Если не можете быть корректными, лучше ничего не пишите.
**Подписывайтесь на мой канал на Sponsr.ru, там еще больше интересного.