Найти тему

Закулисье Final Show: о волшебстве, совместном творчестве и самом красочном событии года в LGEG

Оглавление

У нас есть традиция: каждый учебный год в образовательном центре LGEG завершается феерией — парадом спектаклей. В течение полугода наши ученики готовятся к представлению: прорабатывают текст, учат роли, изучают героев постановки и погружаются в их образы, и даже создают декорации и реквизит. И это лишь малая часть закулисья Final Show!

Как говорят, театр начинается с вешалки. Вот и у нас первые разговоры о финальном шоу года случаются еще летом. Обычно это происходит так: на обеденном перерыве кто-то вспоминает прошлые спектакли. Тут-то и начинается работа над будущим шоу! Разгорается оживленное обсуждение, в которое погружаются все, кто по счастливой случайности оказался рядом. О том, как дальше проходит подготовка Final Show, мы узнали у Маши Башакиной, преподавателя драмы и организатора всех спектаклей LGEG в Москве. Мы предлагаем и вам окунуться в историю о том, как дети и учителя создают главное волшебство года своими руками.

Афиша спектакля "Аладдин"
Афиша спектакля "Аладдин"
Афиша спектакля "Джейн Эйр"
Афиша спектакля "Джейн Эйр"
Афиша спектакля "1001 ночь"
Афиша спектакля "1001 ночь"

Этап № 1. Выбираем материал

Когда Маша только начала работать в LGEG, спектаклей было всего 4. Сейчас масштаб Final Show значительно увеличился: в этом году их 12. Теперь мы можем позволить себе выбрать разные темы для групп Kids (7-12 лет) и Prep Course (13-15 лет), которые соответствуют особенностям их возраста и интересам. Так, для младших школьников мы чаще выбираем узнаваемые сказки, которые близки их детскому культурному коду. Для старших это условие необязательно, главное, чтобы материал выводил их на новый уровень понимания текста и темы, над которой предстоит работа.

Спектакль "Аладдин"
Спектакль "Аладдин"

Этап № 2. Пишем сценарий

Мы не просто берем за основу мультфильм или кино и копируем его. Тут в процесс включаются наши профессиональные сценаристы! Они находят что-то новое в историях, выбирают акценты, важные для нас. Смысл здесь занимает первое место, и только потом — зрелищность. Нам хочется, чтобы дети чему-то научились, сделали выводы, потому что мы правда считаем, что уроки драмы нужны вообще всем школьникам.

Режиссер спектаклей Федор Андреев со сценарием
Режиссер спектаклей Федор Андреев со сценарием
Спектакль "Джейн Эйр"
Спектакль "Джейн Эйр"

Этап № 3. За дело берутся режиссеры

В этом году у нас прошла большая встреча по защите концепций. Каждый режиссер представлял свое видение спектакля. Все вместе они обсуждали, о чем для них «Аладдин» и «Джейн Эйр». Это очень важная работа, без которой невозможны дальнейшие шаги. Не получится прийти к детям и сказать: «Мы ставим “Аладдина”, так что все надеваем шаровары и танцуем арабские танцы». Каждый педагог сначала должен рассказать о будущем спектакле так, чтобы дети заинтересовались этой историей. Для этого режиссеру самому нужно глубоко понимать и любить свой материал.

-7

Этап № 4. Первые читки

На этом этапе дети первый раз читают свою сцену, а потом обсуждают. Что это за сцена? Где она в сюжете? Где находятся герои? Какие в сцене есть персонажи? Отдельно проходит разбор каждого персонажа. Кто какую реплику говорит? Кому он это говорит? Почему он говорит именно это? А что бы он сказал в другой ситуации?

И вот тут начинается совместное творчество: ученики вместе с преподавателем расширяют историю, вносят в нее новые детали и дописывают слова в тексте, не конфликтующие с основной идеей.

Спектакль "Джейн Эйр"
Спектакль "Джейн Эйр"

Этап № 5. Работа над ролью

Вот мы и добрались до распределения ролей! Педагоги LGEG очень тонко и трепетно подходят к выбору, кто кого играет, договариваются с детьми. Еще во время первой читки становится понятно, кто из персонажей нравится каждому ребенку больше.

«Я, например, предпочитаю характерные роли главным, и мои дети ведут себя так же. Мне в этом году пришлось умолять мальчика играть Аладдина! Зато в тренде у нас ковер-самолет, тигр Раджа и попугай Яго», — делится Маша Башакина.

Ученица Образовательного центра LGEG на репетиции с попугаем Яго
Ученица Образовательного центра LGEG на репетиции с попугаем Яго

Когда роли розданы, начинается детальная проработка каждого персонажа. Нужно найти подходящую интонацию, походку и манеры поведения. Старшие дети обсуждают психологические аспекты каждого героя, мотивацию действий и причины поступков. А учителя английского языка посвящают несколько уроков детальному разбору текстов с точки зрения произношения, незнакомых слов, интонирования фраз.

Организатор Final Show Маша Башакина, режиссер спектаклей Федор Андреев, учитель  Максим Гусев и ассистентка Алена (одновременно ученица PREP) на репетиции
Организатор Final Show Маша Башакина, режиссер спектаклей Федор Андреев, учитель Максим Гусев и ассистентка Алена (одновременно ученица PREP) на репетиции

Этап № 6. Ставим сцену «на ноги»

Здесь режиссеры застраивают мизансцены. Дети учатся ориентироваться в сценическом пространстве: запоминают, кто откуда выходит, что за чем идет.

Декорации спектакля "Аладдин"
Декорации спектакля "Аладдин"

Этап № 7. Добавляем капельку волшебства

Если все предыдущие этапы прошли успешно, время приступить к самому любимому! Тут дети сами придумывают себе разные фишки, которые помогают им лучше раскрыть суть их роли. Например, они говорят: «Я здесь буду есть банан, а тут ходить на руках, а тут мы поиграем в “камень, ножницы, бумага”». Учителя стараются развить в детях желание предлагать что-то самим. Мы даем им возможность сделать то, что им самим хочется. Здесь ни в коем случае нельзя заставлять или ограничивать их свободу творчества.

Этап № 8. Кульминация. Катарсис

Долгожданный момент самого выступления, после чего — обсуждение прошедшего спектакля с детьми-героями. Герои они потому, что выдержали несколько месяцев плотной работы, не побоялись выйти на сцену перед главным зрителем — родителями.

Спектакль "Аладдин"
Спектакль "Аладдин"

Правда, один раз не было возможности провести Final Show вживую. Маша Башакина поделилась историей: «Когда только начался карантин (Covid-19), нам пришлось срочно изменить формат Final Show — решили снимать фильм. По задумке в сценарии была сцена шторма. Одна девочка сняла ее в ванной: у нее лилась вода во все стороны, это было очень забавно, все дети начали потом за ней повторять. И даже в этих трудных обстоятельствах, когда все оказались взаперти дома, нам удалось детей зарядить желанием творить. Кто-то играл на гитаре, кто-то вырезал себе бороду или мастерил самодельный трон. У каждого была своя фишка! И хотя вначале было грустно, что полноценного спектакля не выйдет, потом мы все очень погрузились в процесс. На премьере фильма дети, ранее не знакомые между собой, хвалили друг друга в комментариях. Я была тронута до слез».

Организаторы концертов: Маша Холоденко, Алина Постолит, Соня Есауленко, Маша Башакина
Организаторы концертов: Маша Холоденко, Алина Постолит, Соня Есауленко, Маша Башакина

Вот и все, кулисы закрываются, зрители выходят из зала…

Нет, подождите, мы кое о чем еще вам не рассказали! Добро пожаловать в цех мастеров, которые наравне со сценаристами и режиссерами вкладывают очень много любви и сил в Final Show. Это большая команда людей, которая занимается всем, чем только можно, чтобы спектакль состоялся. Они редактируют тексты, шьют костюмы, строят декорации, общаются с режиссерами и записывают сценарное решение.

-14

Кто только не занимается Final Show! По уже устоявшейся традиции, наш костюмер — это всегда мама или бабушка кого-то из студентов LGEG. Учителя Арта придумывают сценографию, рисуют видео-арт, делают днями и ночами посохи, сундуки с золотом, гнезда, горы, лампы… Не отстают и наши охранники: они делают троны, арки, помосты, кубы, красят все это баллончиками на парковке. Еще у нас есть замечательные ассистенты, которые знают слова за всех детей и в любой момент готовы подсказать или даже заменить ребенка, если тот заболеет и не придет в день выступления. За звук и свет отвечают наши учителя и даже топ-менеджеры. А директор по маркетингу в этом году, например, помогала с декорациями. Вряд ли вы найдете человека, работающего в образовательном центре LGEG, — от генерального директора до бухгалтера, от охранника до ассистента, от учителя физики до линейного продюсера — который бы не был причастен к созданию чуда Final Show!

Репетиция финальной песни
Репетиция финальной песни

Все оказываются вовлечены в процесс! Причем все делают это по своему желанию и работают даже лучше, чем профессионалы, потому что им не все равно. И это самое ценное, когда к общему делу относятся с такой внимательностью. В этом и кроется секрет Final Show: это не просто отчетный концерт. Это спектакль, в который так много людей вкладывают свои силы, душу и энергию. В нем все по-настоящему и по любви!