У аутистов есть стереотипные интересы. Они могут стать каналом для развития коммуникации, повысить адаптационные возможности, учебную мотивацию. Казалось бы, чего проще: музеев и выставок в нашей стране превеликое множество под любые интересы. Но если ребенок не подготовлен к встрече с прекрасным, то закончится визит для всей семьи печально: «Мы старались, хотели как лучше, а он...все испортил. Ему не угодишь».
Все дети с РАС разные, у нас есть сын с атипичным аутизмом без умственной отсталости и есть сын с более "мягкой формой" РАС. Адаптировать детей к посещению общественных мест нам помогло соблюдение несколько правил.
1. Осваивайте общественный транспорт с ребенком задолго до.
В любое общественное место надо сначала попасть. Не всегда это можно сделать пешком, на такси или личном автомобиле (денег нет, машина в ремонте, такси не берут заказ). Осваивать общественный транспорт надо заранее. Иначе он станет тем самым дополнительным раздражителем для психики, который сорвет программу мероприятия. В общественном транспорте у детей с РАС нередки истерики: габариты, цвета, шум, запахи, пробки, незнакомцы, реакция незнакомцев на ребенка могут сильно его испугать. Значит, придется придумать как его отвлекать в случае начинающейся истерики и продумать альтернативный маршрут, если придется из транспорта выйти раньше.
У нас эта проблема остро встала с сыном в его 3,5 года. До этого пользовались личным автомобилем (отвлекала музыка в машине) или ехали на автобусе (две-три остановки). После переезда необходимость езды отпала, а необходимость в знакомстве с транспортом и развитии социальной коммуникации обострилась.
С 3,5 до 4 лет мы взяли другую тактику, более интенсивную. Использовали любой повод, чтобы познакомить сына с разными видами транспорта. Поездки в реабилитационный центр прокладывала так, чтобы они были с пересадками (метро / автобус+трамвай — пешком — трамвай + автобус / метро), возила в бассейн, на занятия к логопеду, к врачу в другой филиал поликлиники. Ребенок привыкал к новому и не успевал устать в транспорте, менял вид деятельности (постояли — посидели — походили), становился выносливее физически (есть астенический синдром).
Основная нагрузка пришлась на меня, так как у сына с рождения сильная связь только со мной. Поэтому со мной он охотнее идет на контакт, легче преодолевает страхи, слабее истерит, реже уходит в игнор (В 6 лет выдал мне: "Мама, я хочу быть уверенным в себе как ты. Как тебе удается быть такой уверенной?").
Ну что сказать? В общественном транспорте сын: убегал; вырывался; стоял, не держась за поручни; требовал место у конкретного окна; отказывался садиться на любое свободное сиденье; выгонял меня с сиденья, когда я пыталась сесть рядом; требовал сладкого или еды всю дорогу; плакал, кричал, дрался со мной. Каждый раз набор поведенческих реакций был разный. Всегда старалась вывести его на позитив. Выезжала с запасом по времени, разбирала причины истерик сразу на месте, пресекала нервные срывы. Преодолевали его страхи вместе: объясняла, что такая-то неприятность — это случайность, и мы это проверим вместе прямо сейчас и, если я неправа, то...а если ты неправ, то... Доносила мысль, что контролировать себя ему не позволю (аутисты очень склонны к диктату): ребенок — он, взрослый — я. Разъясняла, кто у нас главный в семье по нисходящей, какое у сына место в семье, чего он может (имеет право) и чего нет и так далее (с пониманием социальных ролей у ребенка большие проблемы). После таких поездок я отходила дома по часу лежа в постели, потому что: 1) под контролем надо было держать абсолютно все, думать на несколько ходов вперед за себя и "того парня"; 2) уставала от разъяснений (бла-бла-бла); 3) копилось эмоциональное напряжение. Но это того стоило. Сын стал спокойно ездить в транспорте с сопровождением. В любом. И с удовольствием. И не обязательно со мной. Следующий этап — самостоятельные поездки.
2. Никогда не лгите о месте, которое хотите посетить с ребенком. Избегайте «сюрпризов».
Есть такое выражение «благими намерениями устлана дорога в ад». Родители, чтобы сводить капризного ребенка в то место, которое должно быть ему интересным, могут пойти на обман, чтобы он туда добрался. Тактика заманивания в данном случае подрывает доверие ребенка к родителю. Дети с РАС честны и того же ждут от других. Человек настроился на одно, а ему подсовывают другое — чем не причина для расстройства? Обнаружив «сюрприз» ребенок может закатить истерику. Интересно ему на самом деле место или нет — это не будет уже иметь значения. Он уже обижен и настроен интерпретировать все в негативном ключе и придираться. И в следующий раз он попытается выкатить родителям невыполнимые требования и не поверит, что родители не обманывают его и в этот раз. Вам нужен ребенок-диктатор?
Если у ребенка еще и задержка психического развития (ЗПР), то тем более не стоит ему делать сюрпризов. Такие дети медленнее соображают и действуют, медленнее переключаются. Они нуждаются в длительной настройке на мероприятие, обстоятельной подготовке и разъяснению всех этапов.
Можно показывать мультики или видео, почитать сказку или стихи с картинками. Я читала детям книги Ольги Корнеевой «Быть послушным — хорошо!» и «Правила поведения для малышей» от издательства «Проф-Пресс», книги из серии «Все-все-все для малышей» от издательства «Росмэн», показывала карточки Домана и объясняла на улице какой транспорт вокруг. А транспорт в городах сейчас повсюду. Аналогичной литературы и карточек много на книжном рынке.
Очень желательно взять с ребенка согласие на посещение и поездку — это рычаг давления на ребенка в случае чего (у детей с ЗПР и СДВГ проблемы с удержанием внимания).
3. Дозируйте сенсорную нагрузку. В один день посещайте только одно интересное место. В школьном возрасте можно попробовать удвоить.
Выбирайте дни посещения, когда людей меньше всего и меньше шумных мероприятий. Избегайте сенсорной перегрузки: лучше недосмотреть все экспозиции, чем насмотреться до истерики. Вы ведь не последний раз в музее? Вы ведь не хотите бессонную ночь себе и ребенку? Хотите спокойный вечер дома, без капризов ребенка над тарелкой с едой?
Это не значит, что досуг детей с РАС надо ограничивать только музеями и тому подобными "тихими" местами. Со временем некоторые дети с РАС могут принять участие в лазертагах, квестах и шоу для ровесников. Тут все индивидуально, аутизм многолик. И от содержания программы многое зависит.
Мы тренировали психику детей постепенно. Возили их в гипермаркеты, бассейны (там есть незнакомые люди, надо соблюдать правила поведения, но есть некий простор для движения). Начинали участие в массовых мероприятиях с уличных шоу с аниматорами для детворы, с утренников для малышей от работодателя, с посещения парков с аттракционами. Словом, ходили туда, где хочешь — участвуй, хочешь — нет, все незнакомые — никто не обидится. С возрастом постепенно увеличивали время пребывания на мероприятиях, старались контролировать программу, еду, напитки, количество и состав детей, информировали детей о ходе мероприятия.
Если первое посещение не удалось — не пытайтесь вести ребенка еще куда-то в тот же день. Есть вероятность цугцванга — то есть, любое Ваше действие будет приводить к ухудшению ситуации. Несчастливый день у ребенка уже произошел. Лучше вернуться домой, покормить ребенка, оставить в покое или положить спать. Сон помогает восстановить психику. А пока ребенок спит можно проанализировать, что привело к провалу, и через несколько дней попробовать опять.
Если ребенка хотя бы что-то приятно впечатлило, заинтересовало — это уже маленькая победа. Даже если визит был коротким.
От первого двухдневного путешествия на поезде у моего сына вообще осталось только одно воспоминание — как он пил чай с сахаром из стакана. От первого полета на самолете — только окно с иллюминатором и облаками за бортом. Информативные стереотипы сформировались. Он до сих пор об этом помнит, хотя для него это было половину жизни назад.
4. Разбивайте любое мероприятие на этапы, вводите материальные и иные поощрения по пути к месту и в течение всего дня.
Все, что связано с посещением запланированного места должно вызывать позитивные впечатления и ощущения. По пути к остановке я покупала для сына мясные пирожки, круассаны со сгущенкой, леденцы, сок, брали из дома любимую игрушку — это помогало ребенку поддержать свою нервную систему в пути, настроиться на позитивный лад.
Со временем ребенок забудет, что к позитиву привели конкретные материальные стимулы, но стереотип о том, что вот это — классное, приятное место — останется. Можно анонсировать ребенку покупку пирожных или конфет в кондитерской или сувенира в музее, если он сделает то-то и то-то. Но настаивать, что только после посещения. И дома обязательно надо спросить ребенка понравилось ли ему и похвалить за то, что он выдержал (с перечислением) так много всего и так долго. Вот какой он сильный! Вот какой он молодец! А в следующий раз он еще больше сможет!
5. Внимательно наблюдайте за развитием стереотипных интересов ребенка. Пытайтесь ненавязчиво расширить их.
С 2 лет сын увлекается динозаврами. Он прошел такие этапы: игрушки; конструктор; мультики; кости (скелеты); книги с картинками; наборы археологов. И вот к 6 годам он сам озвучил мечту — посетить музей динозавров. Мы нашли, где такой есть и объяснили, что надо сделать для исполнения мечты. Он согласился на все.
Несколько часов ехал с папой (без мамы!) на поезде в Москву, его укачало и вырвало, пришлось покупать штаны и только потом — долго ехать на метро. Его ничего не остановило на пути к мечте. Конечно, он не смог обойти весь музей, но за час получил много положительных эмоций.
Потом в садике он не только рассказывал о мамонте и шерстистом носороге, но и стал лучше заниматься у логопеда по чтению. Интерес собственно к динозаврам немного остыл: появились другие интересы и желание путешествовать в другие города, посещать и другие места. Связано это и с тем, что в семье есть дети, которые «за» любые поездки, «за» новые впечатления.
#дети с рас #дети с зпр #дети с сдвг #аутизм и транспорт #аутизм и музеи #палеонтологический музей #стереотипии #дети в общественных местах