Найти тему
Строительный мир

У одной из самых красивых дорог мира, распложенной в Сибири, может появиться дублер

Оглавление

У легендарной сибирской дороги в скором времени может появиться дублер. Об этом 20 мая 2022-го сообщил Евгений Дешевых, начальник управления Алтайского края по развитию туризма и курортной деятельности. Речь об одном из участков Чуйского тракта (Р-256 — Новосибирск – граница с Монголией).

Проект на перспективу

По словам чиновника, на данный момент идет обсуждение соответствующего проекта. Однако он подчеркнул, что все это требует тщательной проработки и займет немало времени. Предполагается, что новый маршрут продублирует участок протяженностью 256 км от Бийска до села Иня, на преодоление которого у автомобилистов сегодня уходит около трех часов. Дорога становится особенно загруженной в летний период, когда тысячи туристов на своих транспортных средствах отправляются из соседних регионов в Республику Алтай.

Альтернативная трасса, как отмечается, пройдет через Солонешное, Усть-Кан, Усть-Коксу и Тюнгур. То есть предусмотрены как реконструкция действующих, так и строительство новых дорог.

Сама по себе идея не нова — в разных вариантах обсуждают ее в последние несколько лет. К тому же на фоне заявлений главы российского правительства Михаила Мишустина и вице-премьера Марата Хуснуллина о возможном продлении строящейся скоростной М-12 вплоть до монгольской границы пошли разговоры о том, что новая магистраль может пройти через Алтай.

Какой именно будет трассировка — пока неясно. Даже если маршрут пойдет через Алтайский край и соседнюю республику — неизвестно, какое примут решение: расширять действующую Р-256 или строить, хотя бы частично, параллельную дорогу. Однако, то, что тема обсуждается во властных структурах, уже говорит о неких перспективах подобного проекта.

Из истории одной из самых красивых дорог мира

Чуйский тракт имеет давнюю историю. Из китайских источников тысячелетней давности известно, что по этой трассе проходил так называемый Мунгальский тракт, которым активно пользовались торговцы. Первые проекты колесной дороги, призванной заменить узкую вьючную тропу, появились во второй половине 19 столетия. Интересно, что сведения о состоянии последней в публикациях того времени встречаются разные.

© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru
© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru

Стенографический отчет дополнительного совещания Бюро Комиссии, 17 марта 1890 года — о местностях по южной границе Сибири // Железнодорожное дело. — СПб., 1890. — С. 154:

«Когда вы идете по Чуйскому тракту, то вы встречаете целые караваны лошадей, на которых навьючены чугун, венская мебель и т.п. товар, которого и нельзя было предполагать встретить даже при самых благоприятных условиях русского товара… [Чихачев] описал такие ужасы Чуйского тракта, что я ехал, ехал и не мог понять, где же эти ужасные места… Это чисто детская дорога. И вот на основании этих данных, напечатанных на французском, русском и других языках, и составилось вполне неверное мнение об этом крае».

Долгожданные строительные работы стартовали в 1901-м, и через два года было открыто движение.

© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru
© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru

В. А. Долгоруков. Путеводитель по всей Сибири и Азиатским владениям России. — Томск, 1903-1904. — С. 197:

«Из Бийска идет, так называемый, Чуйский тракт до г. Кобдо (Ховд — прим.) (в Монголии)… На расстоянии приблизительно 240 верст — от Бийска до Онгудая — по Чуйскому тракту вполне возможно колесное движение, далее же, до Кош-Агача, где путь проходит сначала долиной реки Катуни, а затем тесниной р. Чуи, дорога совершенно неудобна для колесной езды, затруднительна для вьючного движения и представляет даже известные опасности».

Дорога быстро пришла в негодность, и вопрос о ее обновлении снова вышел на повестку. Весной 1913-го была организована изыскательская экспедиция, а через три года представлен соответствующий проект.

События в стране и мире сказались на сроках его реализации. К тому же во время гражданской войны часть дороги, включая ряд искусственных сооружений, была разрушена. В 1922 году трассе присвоили статус объекта государственного значения, после чего начался новый этап строительства.

© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru
© Пресс-служба Главы РА и Правительства РА / altai-republic.ru

Основные работы были развернуты в первой половине следующего десятилетия — свыше 350 км шоссе отсыпали гравием и щебнем. Официально дорогу ввели в эксплуатацию 1 января 1935-го. В следующие десятилетия осуществлялась ее реконструкция; деревянные и понтонные мосты заменялись капитальными железобетонными сооружениями, появлялись новые объездные участки.

Последние масштабные работы проводили в 1980-е, когда был проложен альтернативный путь через перевал Чике-Таман — тогда переместили сотни миллионов тонн грунта и скальных пород. Сегодня протяженность Р-254 (ранее М52) составляет около 960 км.

© Елена Горланова / CC BY-SA 4.0 (Чуйский тракт. Дорога ч/з перевал Чике-Таман)
© Елена Горланова / CC BY-SA 4.0 (Чуйский тракт. Дорога ч/з перевал Чике-Таман)

Полностью магистраль от Новосибирска до монгольской границы стали именовать Чуйским трактом лишь с 1961-го. До этого таковым считали только отрезок от Бийска до Ташанты. Известный американский журнал National Geographic включил объект в число десяти самых красивых автомобильных маршрутов мира. Алтайская дорога стала единственной на территории России, которая вошла в этот рейтинг.