Действие романа разворачивается в маленьком провинциальном городке на юге США. Фолкнер сам был из маленького города, поэтому ему был хорошо знаком здешний быт. После первой мировой войны на юге происходит смещение социальных слоев: на верх взбирается новая буржуазия – выходцы из среды бедняков. И вот в романе «Шум и ярость» мы видим аристократическую семью, которая постепенно разоряется, теряет своих наследников и остается в руках алчного злого на весь мир Джейсона. Книга насыщена внутренними монологами об угасании духа аристократического юга США на примере «истории гибели одного семейства».
Характерная манера повествования для начала XX века – демонстрировать ход явления на примере одной семьи. Напоминает «Сагу о Форсайтах» Дж. Голсуорси или задумку произведения Томаса Манна «Будденброки», где писатель рассказывал о вырождении и угасании бюргерского духа.
В произведении повествуется о событиях четырех дней: 7 апреля 1928 года, 2 июня 1910, 6 апреля 1928 и 8 апреля 1928 года. В первых трех главах есть рассказчик. В последней главе, у которой нет повествователя, преданная старая служанка Дилси после пасхальной службы в африканской церкви говорит: «Я видела первые и вижу последние», что свидетельствует о том, что семейство разрушилось, как и каждый из персонажей – по-своему. Сцена службы в африканской церкви, где певцы ходят по кругу и поют гимны, повторяется в произведениях не единожды. Она олицетворяет неотвратимость поступательного хода жизни, бега по кругу. Такое изображение неотвратимости завтрашнего дня и цикличности жизни встречается во многих произведениях авторов первой трети XX века, на творчество которых повлияла философия Фридриха Ницше.
1 глава – Бенджи
В первой главе слово берет Бенджамин Компсон – главный рассказчик романа. Главный он, потому что воплощает собой вырождение: вырождение семьи Компсонов, аристократии, общества в начале ХХ века. 7 апреля 1928 года – главная дата романа, так как остальные даты обрамляют ее и выделяют таким образом.
В этот день у Бэнджи день рождения. Но понимаем мы это не сразу. Мне сначала показалось, что рассказывает ребенок:
· Он зацикливается на чем-то одном, например, на маминой руке, которая дает ему цветок.
· У него притуплены рефлексы: когда мама отнимает руку, он не следит взглядом за ней, а просто констатирует, что «рука ушла», и продолжает смотреть в одну точку.
· Фокусируется на звуках: «слышно крышу, слышно крышу». Он ничего не говорит, потому что не может (он нем), только плачет и воет.
· Различает людей по запахам: «Кэдди пахнет деревьями», «он чувствует запах матери».
Но когда Ластер говорит, что Беджи уже 30 лет, как 3 года, мы понимаем, что Бенджамин – умственно отсталый, поэтому повествование от его лица абсолютно лишено логических связей. Он сам не понимает, что вокруг него происходит. Он воплощает состояние человека в эпоху еврейских погромов, мировых войн, кризиса языка, обесценивания ценностей – то есть человека XX века. Все, что ему остается – шум и ярость, плач и вой. В главе переплетается прошлое и настоящее, при чем это никак не разделено, а перемешано в один салат, потому что сам Бенджи не различает ход времени. Это отражает хаотичное, абсурдное и безумное бытие без конца и без начала.
«Жизнь – это история, рассказанная идиотом, полная шума и ярости…»
«Макбет» Уильям Шекспир.
Для Бенджи жизнь – поток. Даже в конце, в самой последней сцене, когда Квентин уже умер, Квентина сбежала, Джейсон сорвался, а мать опустила руки, – Бенджи, как всегда, едет в своем шарабане по своему обычному маршруту с цветком в руках. Ему неспроста в этот день исполняется 33. Он как сторонний наблюдатель, не могущий вмешаться, как Бог, который смотрит на жизнь в прошлом, настоящем и будущем абстрагировано. Сначала читатель ничего не понимает. Я путала имена Кэдди и Квентины, не могла понять: вроде, это одна и та же девушка, но вроде и нет. Но все, что «накидал» автор в первой главе без логических связей, встает потом на свои места, потому что автор, по сути, рассказывает одну и ту же историю с теми же ключевыми событиями в каждой главе. В этом окончательно убеждаешься, когда натыкаешься на хронологические таблицы в приложении.
2 глава – Квентин
Вторая глава – день самоубийства Квентина Компсона. Он противоположен Бэнджи – он очень много думает. В этой главе его занимает вопрос времени. Квентин отказывается воспринимать ход времени, поэтому видит настоящее как прошлое и игнорирует будущее. В этом он похож на Бэнджи. Он отрицает ход времени и будущее, потому что оно не несет для него ничего хорошего:
· Его любимая сестра выходит замуж за шулера, утратив честь.
· Семья ждет, что он их как-то спасет.
· Ему все напоминают, что ради него продали луг.
Ключевая сцена, отголоски которой тянуться через всю главе – сцена, где Квентин разбивает часы. Он разбивает стекло, выламывает стрелки, но с ужасом понимает, что часы так и не перестали идти, а с ними и время. Еще одна отсылка к философии Ницше. Показательно также, что, в отличии от всех других глав, эта происходит в прошлом. Но даже несмотря на все старания Квентина остановить время, изменить его ход, в следующей главе мы опять оказываемся в настоящем, а его самоубийство, которым он «остановил время для себя», никак не повлияло на общий ход времени. Это лишь усугубило и даже ускорило крах семьи, потому что Квентин был главной надеждой Компсонов.
Страх перед будущим и страх перед временем – классическая проблема 20-30-х годов ХХ века. Фолкнер воплощает стремление разорвать, притормозить ход времени в этой главе. В том числе – с помощью вставных новелл. Одна из них рассказывает о том, как Квентин встретил в булочной итальянскую девочку, чья семья недавно иммигрировала в США. Он пытается отвести ее домой, она не говорит на английском, поэтому в попытках отвести ее домой они почти выходят из города, где его и ловит полиция, обвиняя в похищении девочки. Этот случай похож на случай с Бэнджи, после которого его кастрировали. Оба брата: и мыслящий, и безумный – стали жертвами чудовищного недоразумения. Никто не застрахован от недоразумения. Безысходность и относительность значения разума.
3 глава – Джейсон
Джейсон живет в мире материальных ценностей. Он символ нового времени, которого так страшился Квентин. В Джейсоне можно заметить черты зарождающегося в мире фашизма:
· Он ненавидит евреев, которые обманывают его, сидя в Нью-Йорке.
· Ненавидит африканцев, полную кухню которых должен кормить.
· Ненавидит всю свою семью, свою жизнь.
Он – последний оплот Компсонов, единственный добытчик в семье, работает в сельской лавке. Невероятно заносчив. Казалось бы, много ли забот стоять за прилавком. Но так как он разобижен на всю свою семью, так как чувствует свою материальную власть как единственный добытчик, все время заявляет, что труд у него адский, что он гнет спину и не потерпит воя Бэнджи в свой единственный выходной. Он – выражение всего худшего, что могло случиться с этой семьей. Джейсон утратил все свои человеческие качества в стремлении к деньгам, но самое страшное, что его это на сто процентов устраивает. Он хочет прогнать из дома дочь своей сестры, Квентину, которая жила с ними. Но девочка опережает его и сбегает в пасхальное воскресенье, прихватив все деньги, которые Джейсон украл. Это были средства, которые мать посылала на содержание Квентины. После чего Джейсон доходит до крайней точки нечеловекоподобия, чем и завершается крушение семьи южных аристократов.
От автора:
Друзья, вы более 40-ка раз дочитали мои тексты и более 70-ти раз кликнули на них. Спасибо большое - радуете меня каждый день. Напоминаю, что скоро выложу справку об экзистенциализме и ссылку на полезную лекцию только для подписчиков канала, поэтому буду рада всем новичкам!